Страстное и черное
Вручены Пулитцеровские премии
В Нью-Йорке объявлены лауреаты Пулитцеровской премии — награды, которой ежегодно отмечаются прежде всего лучшие работы в самых разных сферах американской журналистики, а также достижения в области литературы и музыки. Серьезная доля призов так или иначе откликается на расовые проблемы вообще и на движение Black Live Matters в частности.
Яснее всего властная тенденция видна на примере нежурналистских номинаций. Лучшее историческое сочинение — «Франшиза: золотые арки в черной Америке» Марши Чатлейн, исследование сложной социальной роли индустрии фастфуда в негритянском сообществе. Лучшая биография — «Мертвые восстают: жизнь Малкольма Икс» (Лес Пейн, Тамара Пейн), жизнеописание чернокожего активиста-мусульманина. Из драматургии награжден «Король острых крылышек», коммерческая комедия Катори Холл, которую жюри поощрило как «забавный и глубоко прочувствованный взгляд на черную маскулинность… отфильтрованную в опыте любящей гей-пары, которая вместе с обширным семейством готовится к кулинарному конкурсу». В разделе «нон-фикшн» победила книга Дэвида Цуккино «Уилмингтонская ложь: кровавый переворот 1898 года и взлет белой супрематии», посвященная давнишнему расово-политическому конфликту в городке Уилмингтон, Северная Каролина.
А вот лучшим «Ночной сторож» Луизы Эрдрич, «величественный полифонический роман» (по словам жюри), описывающий, как в 1950-е годы обитатели американской глубинки пытаются противостоять переселению и истреблению индейских племен.
После этого уже не приходится удивляться названию лучшей поэтической книги — «Постколониальные любовные стихи» Натали Диас. Равно как и формулировке, с которой премия за лучшее музыкальное произведение присуждена оркестровой пьесе «Шаг» композитора кубинского происхождения Тани Леон: жюри цветисто-расплывчато назвало ее «музыкальным путешествием, полным сюрпризов, с мощной медью и ритмичными мотивами, которые инкорпорируют в западную оркестровую ткань американские и карибские традиции черной музыки» (хотя перспективной новинкой подобное инкорпорирование было, кажется, лет сто тому назад).
В журналистике картина более пестра. За новостное освещение гибели Джорджа Флойда и последовавших волнений премированы газета Star Tribune (Миннеаполис) и фотографы агентства Associated Press. В номинации «Критика» премию получил Уэсли Моррис за серию эссе в The New York Times, посвященных переплетению расовых и культурных проблем. Премированный образчик очерковой журналистики — материал Митчелла С. Джексона в журнале Runner`s World, спровоцированный еще одним резонансным случаем межрасового конфликта, убийством чернокожего Ахмауда Арбери в Джорджии, и «проливающий свет на системный расизм в Америке». Ну а колонки Майкла Пола Уильямса в газете Richmond (Virginia) Times-Dispatch (премия в разделе «Комментарии») описывают «болезненный процесс демонтажа памятников белой супрематии» в Ричмонде, некогда столице Конфедерации.
С другой стороны, все-таки американскую нацию, если судить по пулитцеровским итогам, немного волнуют и другие проблемы. И глобальные — коронавирус, например:
за освещение пандемического процесса награждены газета The New York Times (в номинации «Служение обществу») и Эд Янг из журнала The Atlantic (с особым указанием на то, что его публикации изобличили ошибки правительства США).
И локальные — среди лауреатов есть также авторы материалов на темы вроде обзора травм, наносимых полицейскими собаками, или истории некоего шерифа, преступно наладившего мощную систему сбора частных данных. Что, видимо, нацию интересует мало, так это международные отношения и геополитические соперники: есть разве что многочастное расследование (в BuzzFeedNews) о строительстве в Китае концлагерей для уйгуров. Впрочем, оглашение списка лауреатов пулитцеровское жюри все-таки подытожило жестом, эффектным до нарочитости, как и все жесты, связанные с BLM: специальный приз этого года вручен Дарнелле Фрэзиер, той юной особе, которая сняла на телефон смерть Джорджа Флойда.