«Есть наша вина? Косвенно есть»
После трагедии в Казани депутаты хотят ограничить оборот оружия и свободу в соцсетях
Парламент Татарстана направляет в Госдуму сразу несколько законопроектов, которые, по мнению депутатов, должны предотвратить новые случаи стрельбы в школах. Депутаты предлагают ограничить оборот оружия, запретив его продажу лицам, не достигшим 21 года. Также они считают необходимым ввести крупные штрафы и тюремные сроки за оправдание насилия. Эти инициативы поддержал президент республики Рустам Минниханов. А спикер Госсовета Фарид Мухаметшин убежден, что если бы эти ограничения были введены раньше, трагедия в казанской гимназии № 175 не произошла. В связи с этим он считает, что в ней есть и «косвенная вина» депутатов.
В пятницу Госсовет Татарстана одобрил пакет законопроектов, инициированных депутатами после трагедии в казанской гимназии № 175.
Напомним, ее 19-летний выпускник 11 мая взорвал самодельную бомбу и застрелил девять человек, в том числе семь детей. Полуавтоматическое ружье он приобрел на законных основаниях. Сейчас обвиняемый по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц общеопасным способом) Ильназ Галявиев находится в СИЗО.
В связи с этим депутаты Госсовета предложили повысить минимальный возраст покупки оружия с 18 лет до 21 года. При этом желающим приобрести полуавтоматическое оружие, необходимо быть профессиональным охотником или спортсменом высокого класса либо иметь в собственности гладкоствольное длинноствольное оружие в течение пяти лет. А последнее гражданин сможет приобрести только если ранее владел оружием ограниченного поражения (револьвером, пистолетом), говорится в законопроекте парламентариев республики.
Проект будет отправлен за подписью спикера Госсовета Фарида Мухаметшина на рассмотрение Госдумы. А представит его в нижней палате российского парламента депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов («Единая Россия»).
Законопроект был разработан депутатами при участии правоохранительных органов. Один из членов рабочий группы Игорь Бикеев («Единая Россия») рассказал, что при обсуждении были «диаметрально противоположные» мнения: «от свободного оборота оружия до полного запрета гражданского оборота». «Если бы в 175-й школе у кого-то на законных основаниях имелось гражданское оружие и его применили бы против нападавшего, то история могла иметь другое развитие»,— поделился одним из мнений господин Бикеев. Тем не менее, депутаты решили пойти по пути ограничения оборота оружия.
В поддержку изменений федерального законодательства выступил президент республики Рустам Минниханов, принимавший участие в заседании Госсовета. «Почему мы не говорим о боеприпасах? Какие он купил? Картечь и пули. Зачем ему картечь и пули, если у него нет лицензии на крупного зверя? Какой-то регламент должен быть и по боеприпасам»,— сказал он. Президент сообщил, что в республике на руках у населения находятся более 72 тыс. стволов. «Мы все время смотрим в сторону правоохранителей. А что они могут сделать, если столько оружия? Мы же за каждым из них не можем приставить человека»,— сказал президент республики. При этом он попросил господина Гильмутдинова провести в нижней палате серьезную «согласительную работу». Президент предупредил, что «оружейное лобби очень серьезное». «Я не против оружия… но в той ситуации, как сегодня, это неправильно»,— резюмировал он.
В свою очередь Фарид Мухаметшин напомнил, что в 2018 году парламент республики уже предлагал повысить минимальный возраст приобретения оружия до 21 года (тогда 20-летний студент колледжа в Керчи застрелил 20 человек), но инициативу не поддержала Госдума. В конце заседания спикер вынужден был признать, что в случившемся в Казани есть «косвенная вина» всех депутатов. «Если бы тогда оно было принято, я думаю, у него (нападавшего на гимназию — “Ъ-Казань”) оружия бы не было. И девять человек были бы живые, и 20 человек сейчас бы не были ранены. Есть наша вина? Косвенно есть. Мы не добились»,— признался господин Мухаметшин.
Также на заседании Госсовета были одобрены поправки в КоАП РФ, которыми ужесточается наказание за нарушение правил обращения с оружием. Было принято обращение к премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой усложнить процедуру медицинского освидетельствования владельцев оружия и ввести «углубленное психологическое тестирование», как на приеме на работу в правоохранительные органы.
Однако на предложениях, касающихся оборота оружия, депутаты Госсовета не остановились. Парламентарии посчитали, что необходимо ограничить распространение информации в социальных сетях. Так, Фарид Мухматшин сообщил, что лично получает письма от тех, кто героизирует казанского стрелка. «"Какой красивый татарин лежит, молодец! Вот смелый татарин, сколько людей расстрелял" и так далее… Что это такое? Анонимная героизация! К чему это приведет?»— возмутился господин Мухаметшин.
В связи с этим Госсовет одобрил сразу две инициативы. Одним из проектов предлагается обязать соцсети блокировать информацию об изготовлении бомб и огнестрельного оружия, а также «оправдание противоправных действий». Вторым документом вводится уголовная ответственность за «публичное распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие».
Как сообщал ранее «Ъ-Казань», под «деструктивной информацией» депутаты предложили понимать «любые фото-, видео-, аудиоматериалы», а также «словесное описание проявлений, основным содержанием которых является умышленное применение насилия в отношении граждан». Однако в таком виде законопроект вызвал нарекания юристов государственно-правового управления президента республики.
В итоговом варианте говорится об «организации деятельности, направленной на побуждение к совершению насилия в отношении граждан и (или) нанесение вреда собственному здоровью», которая может осуществляться путем распространения «деструктивной» информации в интернете. Нарушителям грозят штрафы от 300 тыс. руб. и даже лишение свободы до шести лет. Депутаты рассчитывают, что таким образом смогут пресечь появление в интернете сообществ, где пропагандируется вооруженное нападение на школы.
Кроме того Госсовет республики принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором выступил «за постепенное движение к «деанонимизации» и к «определению ответственности за распространение противоправного контента в интернете». Депутаты указали, что «в эпизодах подростковой агрессии», в том числе в казанской трагедии, «велика вероятность и систематического психологического прессинга в форме интернет-манипуляции». При этом они оговорились, что ограничения интернета не должны нарушать права и свободы граждан.