Новак Джокович удвоил Большой шлем
В финале Roland Garros сербский теннисист победил Стефаноса Циципаса
Победителем Открытого чемпионата Франции стал Новак Джокович, который в финале, уступив первые два сета, за 4 часа 11 минут сломил сопротивление грека Стефаноса Циципаса. Это 19-й триумф лидера мирового рейтинга на турнирах Большого шлема, и по количеству побед на мейджорах он вплотную приблизился к их 20-кратным чемпионам Роджеру Федереру и Рафаэлю Надалю. Впрочем, по другому показателю серб швейцарца и испанца уже обошел. Ведь он оказался первым теннисистом за всю историю Открытой эры (с 1968 года), который выиграл Australian Open, Roland Garros, Wimbledon и US Open минимум по два раза.
Этот потрясающий финал оказался очередной частью жутко смотрибельного сериала, в котором поколению великих чемпионов противостоит другое, так называемое новое, но на самом деле уже достигшее зрелости поколение. На турнирах Большого шлема за последние четыре года подобных финалов было пять, и все они завершались в пользу Рафаэля Надаля или Новака Джоковича, которые на пару трижды обыграли Доминика Тима и дважды — Даниила Медведева. Теперь проверку на прочность, самую основательную проверку, какая только может быть для теннисного профессионала, пришлось пройти 22-летнему Стефаносу Циципасу, моложе которого в первой десятке мирового рейтинга пока никого нет.
И завершилась она с результатом, позволяющим в очередной раз констатировать все ту же старую истину: весьма умелые, по-своему яркие, очень талантливые и просто приятные молодые люди пока не в состоянии взять планку, установленную для них знаменитыми предшественниками.
Стефанос Циципас провел отличный турнир. Он, например, обыграл своих сотоварищей по первой десятке Даниила Медведева и Александра Зверева, уже доходивших до финалов турниров Большого шлема. Более того, по результатам грунтового сезона Циципас в этом году выглядел предпочтительнее Джоковича, который, между прочим, к тому же перед стартом Roland Garros не имел паузы после выигранного домашнего турнира в Белграде. В пользу грека можно было трактовать даже такой выглядевший парадоксальным факт. В полуфинале Джокович нанес Рафаэлю Надалю всего лишь третье поражение испанца на Открытом чемпионате Франции. Однако ни шведу Робину Содерлингу, переигравшему там испанца в 2009 году, ни самому сербу, сделавшему то же самое в 2012-м, затем не удавалось завоевать парижский титул.
Все это, естественно, не говорило о том, что именно Циципаса следует считать фаворитом. Но шансы у грека, безусловно, были, и немалые
Впрочем, в дебюте финала казалось, что он может получиться для Новака Джоковича примерно таким же беспроблемным, как февральский финал Australian Open против Медведева. В трех первых геймах на своей подаче серб не проиграл ни одного очка. Это было идеальное, безукоризненное начало даже несмотря на то, что во время очередного рывка к сетке за укороченным мячом Джокович едва не подвернул ногу, сумев предотвратить травму лишь с помощью удачного, очень умелого падения, сохранив и лодыжку, рабочую правую руку. И когда Циципас в 11-м гейме потерял свою подачу, исход первого сета сомнений не вызывал.
Однако дальше события стали развиваться по абсолютно непредсказуемому сценарию. Уверенность, которую демонстрировал Джокович, куда-то испарилась. Почувствовав это, Циципас отыгрался и оставил за собой тай-брейк, по ходу которого сначала вел 4:0, а затем уступал 5:6.
Второй сет стал продолжением концовки первого.
Преимущество Циципаса было настолько очевидным, что в последнем гейме серб просто бросил играть. Однако выкинув белый флаг в конце партии, хитрющий стратег Джокович, разумеется, отнюдь не собирался сдавать весь матч.
Уж он-то, проведя до этого 28 финалов на турнирах Большого шлема, не мог не знать, что самое важное и интересное еще впереди.
Так оно и получилось. В очень затяжном, 11-минутном третьем гейме третьей партии на своей подаче Циципас вел — 40:15, затем отыграл четыре брейк-пойнта, но все-таки позволил Джоковичу сделать брейк. С этого момента казавшаяся такой близкой победа стала уплывать от грека со скоростью быстроходных круизных катеров, которые после спада в Париже третьей волны пандемии снова катают по Сене туристов. Все ключевые очки оставались за Джоковичем, который действовал почти как автомат. И Циципас сравнительно быстро уступил не только третий, но и четвертый сет, перед началом которого врач немного поколдовал над его поясницей.
Пятую партию Джокович начинал уже безусловным фаворитом, и Циципасу оставалось лишь сопротивляться из последних сил. Он спас на своей подаче трудный первый гейм, но на финише третьего гейма не сумел как следует подстроиться под мяч. К концу четвертого часа игры Джокович быстрее перебирал ногами в обменах ударами, что позволяло ему контролировать большинство из них. Но напряжение сохранялось до самого конца. Во всяком случае, в седьмом гейме грек смог отыграть два брейк-пойнта.
На последний в этом матче десятый гейм Джокович вышел подавать, выбрав проверенную годами тактику. Он атаковал, но с некоторым запасом, избегая ненужного риска, и добился своего. Использовать первый матчбол не удалось — Циципас выиграл то очко своим фирменным, изумительным по красоте ударом слева по линии. Но на втором матчболе Джокович продемонстрировал мастерство, достойное первой ракетки мира. Он ввел мяч в игру с максимальной для себя за матч скоростью 198 км/ч, сконструировал идеальный розыгрыш и завершил его неотразимой атакой.
Победа со счетом 6:7 (6:8), 2:6, 6:3, 6:2, 6:4 пришла к Джоковичу через 4 часа 11 минут после первого удара. Удивительно, но ровно столько же, минута в минуту, продолжался в пятницу его четырехсетовый полуфинал против Надаля.
Свой 19-й титул на турнирах Большого шлема серб завоевал ценой гигантских усилий.
Он мог запросто проиграть еще в четвертом круге, где сумел отыграть дефицит в два сета у итальянца Лоренцо Музетти. Он сокрушил самого великого парижского чемпиона Надаля, которому перед началом турнира на Roland Garros открыли памятник. Он спас финал, проигрывая 0:2 по сетам, чего в Париже никому не удалось с тех пор, как в 2004 году аргентинец Гастон Гаудио переиграл своего соотечественника Гильермо Корию. И, наконец, он повторно, как и в 2016 году, выиграл первые два турнира Большого шлема, чего никто не мог сделать с 1992 года, когда в Мельбурне и Париже первенствовал американец Джим Курье.
Но самое главное состоит в том, что Джокович завоевал на турнирах Большого шлема свой 19-й титул, приблизившись по количеству побед на мейджорах к их 20-кратным чемпионам Роджеру Федереру и Рафаэлю Надалю. А по другому показателю даже обошел их. Ведь серб оказался первым теннисистом за всю историю Открытой эры (с 1968 года), который выиграл Australian Open, Roland Garros, Wimbledon и US Open минимум по два раза, что говорит о его выдающемся универсализме.
И есть ощущение, что это не последнее его торжество.