Продавец воздуха свободы
Джо Байден убеждает европейцев в возможностях демократии, однако в них сомневаются сами американцы
Отправляясь в европейское турне, президент США поставил перед собой целый комплекс внешнеполитических задач, ради решения которых он принимает участие во множестве мероприятий, начиная от саммита G7 и переговоров с британским премьером Борисом Джонсоном и заканчивая встречей с российским президентом Владимиром Путиным. Однако Джо Байден видит перед собой и одну сверхзадачу глобального масштаба: убедить весь мир, что демократия в XXI веке все еще лучше и успешнее, нежели авторитаризм. Внутри самих Штатов на фоне рекордной поляризации общества и горького послевкусия от штурма Капитолия гулкое эхо громких президентских слов, однако, звучит не слишком убедительно.
«Моя поездка посвящена возобновлению приверженности Америки нашим союзникам и партнерам, а также демонстрации способности демократий справляться с вызовами новой эпохи и давать отпор ее вызовам»,— писал Джо Байден в The Washington Post накануне визита. «Мы должны посрамить тех, кто считает, что эра демократии подошла к концу, а некоторые страны считают именно так. Мы должны доказать: идея о том, что диктаторскими приказами можно успеть за скоростью и масштабом вызовов XXI века, ложная» — так президент обращался к военнослужащим на военной базе Милденхолл в Великобритании. «Мы должны убедиться, что демократии — начиная с наших — могут справиться с важнейшими вызовами современности. Мы будем отстаивать прозрачность и власть закона, поддерживать гражданское общество и независимые СМИ»,— говорится в Новой атлантической хартии, принятой президентом США и премьер-министром Великобритании.
За рубежом американский президент «продает» видение единой и сильной Америки, которая отстаивает идеалы демократии, придерживается своих трансатлантических обязательств, смело бросает вызов авторитарным акторам международной политики вроде России и Китая и выглядит возрожденной мировой силой после смутных лет под предводительством Дональда Трампа. Как показывает опубликованный накануне визита опрос центра Pew, это видение пока «продается»: 62% опрошенных жителей 12 европейских стран позитивно оценивают США (по сравнению с 34% трамповских времен), а 75% выражают доверие международному курсу Джо Байдена (год назад курс президента Трампа нашел поддержку лишь 17% респондентов).
Внутри США, однако, ситуация выглядит не столь однозначно. «Президент сбивает G7 с толку, трижды путая Ливию и Сирию»,— пишет телеканал Fox News на своем новостном сайте. «Байден бормочет что "у него будут проблемы, если он позволит прессе задать лишний вопрос"»,— продолжает Fox News обличение. «Байден и G7 проваливают испытание Китаем»,— пишет консервативная колумнистка Лиз Пик. «Программа Байдена мертва», «США не готовы защищаться от Китая»", вторит коллегам протрамповский телеканал Newsmax.
Сомнения высказывают и вполне традиционные СМИ. «В конце недели, когда Байден вернется, его ждут важные решения. Самое срочное — вопрос его инфраструктурного законопроекта. Сможет ли он достичь соглашения о двухпартийном пакете, или придется придерживаться стратегии на взаимодействие с одними лишь демократами? Его первая попытка с переговорами с сенатором Шелли Мур Капито провалилась еще до поездки в Европу. Сейчас более широкая двухпартийная группа сенаторов придумала свой план: Белый дом, хоть и не отверг его, отреагировал сдержанно»,— размышляет корреспондент The Washington Post.
Нелишним будет вспомнить, что всего за несколько дней до поездки господина Байдена республиканцы в Конгрессе провалили попытку создать двухпартийную комиссию по расследованию штурма Капитолия 6 января 2021 года. Кроме того, на уровне штатов республиканцы ведут масштабную кампанию по реформе избирательного законодательства, которую демократы считают наступлением на активное избирательное право расовых меньшинств.
И это не раскол элит, а именно раскол общества: исследование опросов общественного мнения показывает, что средний республиканец уверен в нечестности выборов 2020 года,— такую точку зрения высказывают от двух третей до трех четвертей простых членов партии.
Судя по заявлению российских властей, именно на это противоречие планирует указывать президент РФ Владимир Путин.
«С интересом следим за преследованием тех лиц, которые обвиняются в беспорядках 6 января. Там много интересного происходит. В том числе с точки зрения прав человека, прав оппозиции, защиты интересов прав оппозиции»,— указывал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Битва за демократию для Джо Байдена, похоже, важна не только на словах. Как указывает The Wall Street Journal, на него большое впечатление произвела книга «Как умирают демократии» профессоров Гарвардского университета Стивена Левицки и Дэниела Зиблатта: авторы делают вывод, что часто демократические режимы прекращают существование не из-за революций, а из-за последовательного ослабления государственных институтов.
Сам господин Зиблатт в беседе с The Washington Post предположил, что Джо Байден, по-видимому, уверен: по мере восстановления экономики и спада пандемии радикализм растеряет сторонников, однако гарантированно говорить об этом не приходится. «Если им не удастся защитить права избирателей внутри США, очевидно, это резко ослабит нашу позицию по отстаиванию демократии на глобальной арене»,— заявил Дэниел Зиблатт, имея в виду республиканские «избирательные» законопроекты.