Всеобщая мобилизация игроков
Граждане в первом квартале оплатили рекордное число игр для смартфонов
Первый квартал 2021 года оказался самым успешным для индустрии мобильных игр с начала пандемии в России, подсчитали App Annie и Wargaming. Россияне потратили за три месяца $235 млн на мобильные игры и скачали 727 млн приложений. Тенденция связана с ростом интереса инвесторов к рынку и увеличением маркетинговых бюджетов, считают участники рынка. Но уже в конце весны темпы роста, по их оценке, замедлились из-за новой политики конфиденциальности Apple.
“Ъ” ознакомился с результатами совместного исследования App Annie и Wargaming, посвященного рынку мобильного гейминга в России. Из него следует, что за первый квартал 2021 года российские пользователи потратили на игры для мобильных устройств $235 млн (16,9 млрд руб. по курсу ЦБ от 14 июня), что на 11% больше, чем за аналогичный период 2020 года. По данным авторов исследования, первые три месяца 2021 года стали самыми успешными в России для индустрии с начала пандемии.
По сравнению с прошлым годом число загрузок мобильных игр в России увеличилось на 6%. В первом квартале 2020 года было 686 млн скачиваний, а за аналогичный период 2021 года — 727 млн. Большинство игроков на мобильных платформах в России пользуются Android, доля iOS составляет 32%. Согласно исследованию, Россия занимает пятое место по доходам от мобильных игр, опережая Мексику и Индонезию, но уступая Китаю, Бразилии, США и Индии.
Весь российский рынок гейминга, включая десктоп и консоли, в 2020 году достиг 163,4 млрд руб., показав рост на 35%. Самый быстрый рост за год, по оценке My.Games, показал мобильный сегмент.
По словам директора по маркетингу и рекламе My.Games Елены Григорян, рынок мобильных игр в России растет в первую очередь за счет увеличения среднего чека. «Чеки у российских игроков остаются ниже, чем у европейских или американских, но высокие позиции России в рейтинге App Annie обусловлены большим населением страны»,— полагает она.
Директор по продуктам World of Tanks Blitz Андрей Рябовол называет одним из последних трендов в мобильном гейминге консолидацию рынка. «Крупные проекты, такие как Call of Duty, PUBG, Apex Legends, уже вышли в этот сегмент. Для консольного и ПК-рынка одним из лидирующих жанров были шутеры, сейчас похожая ситуация и в мобильном гейминге»,— отмечает он.
Мобильные игры остаются одним из самых доступных и дешевых средств развлечения, а на российском рынке все еще формируется культура потребления подобного контента, говорит исполнительный директор технологической практики PwC в России Артем Семенихин.
Рустам Минниханов, президент Татарстана, в интервью RTVI 27 мая
Онлайн-игры, например «стрелялки», которыми увлекаются школьники, могут привести к трагедиям
Устойчивость, которую проявила игровая индустрия во время локдауна, привлекла к ней внимание огромного количества инвесторов, и это позволило многим участникам рынка в начале этого года нарастить маркетинговые бюджеты, объясняет основатель и генеральный директор WN Media Павел Ряйкконен. Но дальнейшего роста он не предвидит: «Предварительные цифры по числу рекламных показов и собранной аудитории за апрель—май демонстрируют, что нас ждет как минимум временная просадка охватов». Главная причина этого, по словам эксперта, введение в силу новой политики Apple относительно сбора персональных данных. Компания запрещает приложениям отслеживать активность пользователя без его согласия.
Павел Ряйкконен сомневается, что Россия могла войти в пятерку стран по выручке от мобильных игр. «По этому показателю страна вряд ли попадает даже в десятку, а причина того — общий уровень благосостояния населения»,— отмечает он. Другие эксперты уверены, что на фоне роста мобильных игр сегменты ПК и консолей не будут терять позиции. «Они будут удерживать свою долю игрового рынка в нашей стране, поскольку обладают действительно лояльной аудиторией»,— отмечает Елена Григорян. Игроки в России исторически привыкли делать выбор в сторону ПК-игр, и тенденция, по ее мнению, сохраняется.