Гардероб расширяют для партнеров
Одежная сеть Kiabi может запустить франшизу
Сеть магазинов одежды Kiabi, входящая вместе с Auchan и Leroy Merlin в холдинг французской семьи Мюлье, может запустить франшизу в России. Теоретически это может позволить почти вдвое увеличить количество точек в стране в этом году. Но из-за кризиса спрос на франшизы fashion-сетей сильно пострадал, а потребители предпочитают экономить на одежде и переходят на онлайн-площадки, указывают эксперты.
Входящая в холдинг семьи Мюлье (сети Auchan, Leroy Merlin, Decathlon, Green Light, Mondial Carpet) одежная сеть Kiabi планирует развиваться в России по франшизе. Об этом рассказал источник “Ъ” на рынке. По его словам, компания пока разрабатывает модель франшизы для потенциальных партнеров. В Kiabi к вечеру вторника на вопросы “Ъ” не ответили.
Kiabi основана в 1978 году. Специализируется на продаже недорогой мужской, женской и детской одежды. Управляет около 500 магазинами в 18 странах. В России работает с 2008 года, включает около 20 точек в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тольятти, Уфе, Самаре, Воронеже и Казани. В 2020 году выручка управляющей сетью в стране ООО «Керуска» снизилась на 44,2%, до 3,2 млрд руб., чистый убыток составил 667,45 млн руб.
Это не первая попытка французского бренда развиваться на российском рынке с помощью франчайзинга, указывает партнер One Story Ольга Сумишевская. По ее словам, Kiabi активно использовала этот способ экспансии в европейских странах, однако в 2009 году их единственный российский партнер в Новосибирске столкнулся с финансовыми проблемами на фоне вызванного кризисом обвала рубля и в итоге остановил свою деятельность. «Сеть позиционирует себя как дискаунтер, и для того чтобы оставаться в своем сегменте на рынке со слабой валютой, им пришлось заниматься развитием и управлением сети самостоятельно»,— объясняет госпожа Сумишевская.
По оценкам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, при качественной проработке пакета и привлекательных условиях Kiabi сможет в этом году договориться об открытии до 15 магазинов по франшизе, а в среднесрочной перспективе выйти на темпы открытия до трех таких точек в месяц.
Как отмечает господин Бурмистров, вряд ли Kiabi удастся найти крупных региональных партнеров, вероятнее всего, компания будет работать с локальными операторами, которые будут развивать несколько магазинов. По его словам, ценовая политика бренда позволяет конкурировать с онлайн-платформами и при правильном выборе локации магазины Kiabi могут работать как в небольших городах, где офлайн-ритейл не так развит, так и в торговых центрах в городах с населением несколько сотен тысяч человек.
Эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская называет одежный ритейл одним из самых пострадавших сегментов от кризиса, вызванного ограничениями в связи с пандемией COVID-19. По ее словам, спрос на такие франшизы в первом квартале этого года упал на 32% по сравнению с тем же периодом в 2019 году. Большинство одежных сетей перешли в режим пассивного развития и продвижения франшиз, сместив акцент на онлайн-каналы дистрибуции, указывает эксперт. В развивающихся с помощью франшизы компаниях S.Oliver и Melon Fashion Group (сети Zarina, Befree, Love Republic и Sela) комментарии не предоставили.
Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс напоминает, что потребители в России сокращают расходы на одежду, и многие предпочитают покупать товары через онлайн-площадки, что может отрицательно сказаться на рентабельности классических точек.
Среди основных опасений инвесторов, рассматривающих открытие магазина одежды по франшизе, госпожа Рождественская называет непрогнозируемую ситуацию с торговыми центрами из-за пандемии. По ее мнению, в текущих условиях Kiabi, скорее всего, будет искать опытных региональных партнеров с солидным набором брендов.