Инвестициям выпишут путевку на Кавказ
Власти обещают поддержать частные вложения в макрорегион
Уже к концу июня Минэкономики должно представить Белому дому модель господдержки инвестиционной привлекательности регионов Северного Кавказа. Такое поручение премьер-министр Михаил Мишустин дал во вторник на совещании в Пятигорске. Участники заседания признали, что действующая программа развития макрорегиона ощутимых результатов не принесла — темпы роста экономики, наполняемость бюджетов за счет собственных доходов и объемы привлечения инвестиций на Северном Кавказе по-прежнему сильно отстают от среднероссийских показателей.
Михаил Мишустин в Пятигорске провел совещание с членами правкомиссии по развитию Северного Кавказа. При нынешнем составе правительства это стало первым широким обсуждением проблем макрорегиона на уровне премьера. Предполагалось, что предложения по их решению могут быть включены в новую стратегию развития Северного Кавказа до 2035 года. «Реализуемая в последние годы программа развития этого макрорегиона, давайте скажем честно, не принесла ощутимых результатов, по-прежнему достаточно много проблем, которые требуют решения, в том числе на федеральном уровне»,— отметил Михаил Мишустин.
Поясним, что действующая госпрограмма в апреле была продлена до 2030 года — на нее из бюджета планируется выделить 196 млрд руб., сделав акцент на увеличении финансирования поддержки инвестиционных проектов и сферы туризма (см. “Ъ” от 12 апреля). В целом же, по оценкам главы Минэкономики Максима Решетникова, в 2020 году на нужды Северного Кавказа были направлены рекордные 480 млрд руб.— рост по сравнению с 2019-м составил сразу 40%. Это было связано с ростом расходов на социальную сферу и увеличением дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов региона.
Пока отдача от такой масштабной поддержки невелика.
По данным Минэкономики, валовый региональный продукт Северного Кавказа в расчете на душу населения сейчас почти втрое ниже среднего по стране (232 тыс. руб. против 646 тыс. руб.).
Доля налоговых и неналоговых поступлений в бюджетах примерно вдвое ниже — 35% против 76%. При этом отрыв по обоим показателям за последние годы даже несколько увеличился. Низки и объемы привлечения инвестиций — 71 тыс. руб. на душу населения при 137 тыс. руб. в среднем по стране. Как сообщил Михаил Мишустин, если на Дальнем Востоке на 1 руб. бюджетных вложений приходится 30 руб. частных средств, то на Северном Кавказе — всего 0,5 руб.
Для привлечения частных средств в экономику округа премьер поручил Минэкономики до конца июня завершить разработку модели господдержки инвестиционной привлекательности кавказских регионов. Отметим, что ранее основным механизмом поддержки инвестактивности на Северном Кавказе было участие корпораций развития в уставном капитале инвесторов. Однако этот механизм был признан неэффективным — из-за этого отбор проектов в 2020 году даже приостанавливался. Как сообщил 15 июня Максим Решетников, инвесторы из взятых на себя обязательств на 17 млрд руб. исполнили их только на 9,5 млрд руб.
Проблема с привлечением частного капитала стала одной из причин реформирования кавказских институтов развития — в апреле на базе АО «Курорты Северного Кавказа» был создан объединенный институт развития (остальные были упразднены). Как отметил Максим Решетников, это позволило оптимизировать затраты на два года на 1,5 млрд руб., остатки на счетах госкорпораций оцениваются в 15 млрд руб.— эти средства планируется направить на инвестиционное развитие Кавказа.
В числе предложенных на совещании мер — механизм разделения рисков, предполагающий выдачу кредитов инвесторам под частичные гарантии госкорпорации.
Рассматривается и механизм частичной компенсации затрат инвесторов на создание инфраструктуры под свой проект (при условии, что он заработает).
В промышленных парках строительством инфраструктуры будет заниматься единый институт развития Северного Кавказа. Промпарки региона в центре рассматривают как способ решения еще и проблемы неформальной занятости, доля которой, по словам полпреда президента в СКФО Юрия Чайки, достигает 50% работающего населения (вдвое больше среднероссийского значения). Такие площадки предлагается сделать «белыми зонами», где бизнес сможет как получить поддержку, так и легализоваться — для этого Минэкономики предлагает предоставить таким площадкам преференциальный режим с льготной системой налогообложения.