Новый старый дворец
Hotel de la Marine открылся в Париже
Швейцары отеля «Крийон» на площади Конкорд, не дожидаясь вопроса, указывают на соседний дворец через дорогу — это и есть Hotel de la Marine, новый музей, двор и смотровая площадка в самом центре Парижа, который впервые за свою 250-летнюю историю открылся для публики и пополнил список туристических достопримечательностей столицы. В нем побывала Мария Сидельникова.
Hotel de la Marine на Конкорде — свидетель истории Франции и многих ее перипетий. Все началось в 1748 году с проекта площади во славу Людовика XV. Создавалась она с одной-единственной целью — установить королю памятник при жизни. Придворный скульптор Эдме Бушардон изобразил французского монарха в бронзе на манер римского полководца, то есть верхом без седла и стремян. А декорациями памятника как раз и стали два неоклассических симметричных дворца, разделенных rue Royale, той, что сегодня ведет к церкви Мадлен — один дворец с востока, другой с запада. Их автор — королевский архитектор Анж-Жак Габриэль, построивший также Малый Трианон в Версале. Тот, что западный, приспособили под нужды двора, он стал Гард-Мебль — этаким гигантским складом, запасником и шкатулкой для монаршей мебели, искусства и драгоценностей. И это первая глава истории дворца, который вскоре станет Hotel de la Marine. Короля на площади, как водится во Франции, снесли при первой же возможности, в Революцию, площадь много раз потом переименовали, а дворцы уцелели.
Драгоценности оттуда, правда, вынесли — в 1792 году, через балкон, посреди бела дня. Уникальные бесценные рубины и бриллианты исчезли бесследно. Остались только следы «кражи века», они до сих пор видны на ставнях, во время визита в Hotel de la Marine на них обязательно обратят ваше внимание. А тремя годами раньше, в 1789-м, с королевского склада вынесли и оружие — с ним, говорят, отправились прямиком к Бастилии.
Но своим сегодняшним названием Hotel de la Marine обязан Министерству военно-морского флота, это было одно из первых постоянных министерств в монаршей Франции. Когда грянула революция 1789 года, королевская администрация бежала из Версаля, и влиятельные моряки своим новым «офисом» выбрали парижский дворец. Поначалу они там сожительствовали все с тем же Гард-Мебль, но к 1806 году здание полностью перешло в ведомство министерства и оставалось за ним вплоть до 2015 года. За эти столетия его стены слышали секреты самых высоких дипломатических переговоров (прослушивающую конуру при дипломатическом салоне вам тоже непременно покажут), видели самые пышные торжества и самые жестокие смерти, Здесь праздновали свадьбу дофина, будущего короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. Здесь же подписали указ о ее смертной казни. В залах дворца давали балы, в будуарах разыгрывались трагедии и комедии положений, с балкона смотрели парады приглашенные короли и президенты, а в оккупированном Париже нацисты через дырочку-глазок в ставнях отслеживали ситуацию на улице Риволи (дырочка тоже встретится вам на пути).
Самым первым жителем Гард-Мебль был Пьер-Элизабет де Фонтанье (1772–1784) — интендант и контролер королевского имущества. Свои покои он тоже обставил по-королевски, со вкусом и помпой, при помощи главного монаршего «дизайнера» того времени Жака Гондуэна. Зеркальный кабинет, восстановленный по архивам,— свидетель интимных свиданий интенданта. Эстет и заядлый холостяк (говорят, был либертином), де Фонтанье больше драгоценных камней любил только танцовщиц Оперы. Встречался с ними здесь на атласной кушетке, а с расписных зеркал на него смотрели еще десятки пышнотелых богинь.
Но уже следующая обитательница апартаментов дворца — благочестивая мадам Тьерри де Вилль д`Авре, супруга нового интенданта Гард-Мебль,— переписала томных дев на невинных херувимов. Ее скромные комнаты спрятаны на бельэтаже — так было безопаснее в ярые революционные времена. Связующим звеном между мужской частью апартаментов и женской выступает столовая. Ее интерьеры списаны с известной картины «Обед с устрицами» Жан-Франсуа де Труа — буквально. Устрицы разбросаны на полу, корзины пусты, стулья небрежно отодвинуты, словно гости интенданта минут десять назад закончили трапезу.
Все эти долгие годы Hotel de la Marine жил у всех на виду, но при этом оставался совершенно незаметным. Даже парижане толком не знали его предназначения. Пока не встал вопрос о дальнейшей судьбе здания. Оно находится в ведомстве Центра национальных памятников, но государство было только радо разделить финансовое бремя с частным сектором и меценатами. Делить его начали еще при Николя Саркози. Были предложения сделать из Hotel de la Marine люксовый отель, Виллу Медичи а-ля франсез, в прессе гуляли слухи о продаже дворца, общественность била тревогу: спасите историю Франции. В итоге Саркози собрал независимую комиссию, поставив во главе ее уважаемого бывшего президента Валери Жискар д`Эстена. В 2018 году появилась информация о потенциальном партнере, которая вскоре подтвердилась. На ближайшие 20 лет Hotel de la Marine стал парижским домом для катарской Коллекции Аль Тани — частного собрания декоративных предметов, скульптуры и живописи, всего более 6 тыс. объектов от античности до наших дней. Коллекция — детище бывшего эмира Катара шейха Хамада Аль Тани. Для ее постоянной экспозиции и временных выставок выделено 400 кв. м. Официально цена договора не разглашается, лишь упоминается «беспрецедентный меценатский жест», но по информации французских СМИ, речь идет о €20 млн. И реставрационные работы, которые длились четыре года, соразмерны меценатскому жесту.
В Hotel de la Marine встречаются два века — XVIII век в апартаментах, в «интимной» части, и XIX век в парадной «золотой» части дворца (какой из маршрутов смотреть или смотреть оба — выбор посетителя). Главная задача, которая стояла перед реставраторами,— восстановить везде, где возможно, интерьеры XVIII века и дополнить их аутентичными предметами искусства. В более современной части при аккуратных реставрационных работах требовалось вычистить весь новодел: подвесные потолки, обшивки, перегородки, мезонины — словом, все достижения евроремонта, доставшиеся дворцу в XX веке.
В Hotel de la Marine много говорят про колоссальную ручную работу, которую проделали французские мастера, чтобы восстановить краски, обои, ткани максимально близко к историческим. Так, например, чтобы в одной из спален приблизиться к оригинальному голубому шелку, каждую нить красили вручную. Во время ремонта реставраторов ждали и счастливые находки. В одном из небольших «золотых» кабинетов, который во времена Министерства флота использовался как кухня, за панелями из нержавеющей стали и плиткой были обнаружены прекрасно сохранившиеся декоративные украшения стен.
К меблировке комнат тоже подошли основательно. В Hotel de la Marine съехалась мебель из самых престижных государственных коллекций: погостить на Конкорд предметы из своих собраний отпустили Лувр, Музей декоративных искусств, Версаль, Министерство обороны, Севрская мануфактура. Меценат Аль Тани тоже внес свой вклад. В мае 2019 года его фонд приобрел на Christie`s в Нью-Йорке комод Жан-Анри Ризенера, одного из самых известных и почитаемых мебельщиков XVIII века. Теперь он стоит в спальне мадам Тьерри де Вилль д`Авре. Расстался с комодом Ризенера по такому случаю и сам президент: Эмманюэль Макрон передал его Mobilier national (современный Гард-Мебль), а тот, в свою очередь, одарил Hotel de la Marine пышным буфетом из Елисейского дворца. Впрочем, едва ли Макрон оторвал комод от сердца — французский президент предпочитает современный дизайн, совсем как его предшественники два с половиной века назад.