Крепкий орешек за баранкой
Станислав Ф. Ростоцкий о «Ледяном драйве», олдскульном боевике с Лиамом Нисоном
Сегодня в прокат выходит «Ледяной драйв» Джонатана Хенсли, история о смертельно опасной поездке героя Лиама Нисона по тающему льду озера Виннипег, в которой можно найти отсылки не только к классическим боевикам 90-х, но и — при желании — к классике советского кино
После взрыва на алмазном прииске в канадской провинции Манитоба под землей оказывается три десятка шахтеров. До момента, когда они погибнут от нехватки воздуха и ядовитых метановых испарений, остается не больше суток-полутора. Единственная же возможность доставить на шахту спасательное оборудование — воспользоваться «ледяной дорогой», проложенной по полуметровому льду озера Виннипег, а единственный человек, готовый взяться за самоубийственную миссию (сезон закрыт, лед тает на глазах),— Майк Маккена (Лиам Нисон), водитель по найму, только что в очередной раз вылетевший с работы. Вместе со своим младшим братом Гурти (Маркус Томас), иракским ветераном, получившим афазию после снайперской пули в голову, но оставшимся механиком от бога, Маккена соглашается на то, на что ни один здравомыслящий человек не согласился. В компании непростых попутчиков (Лоренс Фишберн, Эмбер Мидфандер) он отправляется в рейд, даже не подозревая, что не меньшую опасность, чем готовая в любой момент разбушеваться стихия, таит в себе пресловутый человеческий фактор.
«Если ты отпустишь ее сейчас, этой истории настанет конец, я не буду вас преследовать. Если не отпустишь — я буду тебя искать. Найду. И убью…» С тех пор как главный герой спродюсированной Люком Бессоном «Заложницы», отставной цэрэушник Брайан Миллс по-жегловски прохрипел в телефонную трубку смертный приговор похитителям своей дочери, прошло 13 лет. Фраза эта стала мемом, «Заложница» — всепланетным хитом и началом успешной франшизы, а сыгравший Миллса 55-летний Лиам Нисон неожиданно оказался самым востребованным из актеров боевиков. На данный момент бывший Оскар Шиндлер и Жан Вальжан снялся в дюжине фильмов, которые должны были утвердить его в статусе нового Чарльза Бронсона (параллельно он успел также посотрудничать, среди прочих, с Эгояном, Скорсезе и братьями Коэн, озвучить льва Аслана в «Хрониках Нарнии» и дважды весьма выразительно изобразить Зевса-громовержца). К сожалению, едва успев оформиться в отдельный самостоятельный жанр, «боевик с Нисоном» прискорбным образом исчерпал себя. И тягаться с «Заложницей» (не то что с Бронсоном) продукция последнего времени при всем желании была не в силах.
Тем отраднее убедиться, что списывать рядового Нисона в запас все-таки преждевременно. В полном соответствии своему коронному монологу из «Заложницы» он до сих пор обладает «очень необычными навыками, которым учился очень долго и благодаря которым стал кошмаром для таких людей, как вы». И в «Ледяном драйве» этой благородной пенсионерской ярости находится применение самое что ни на есть подходящее.
Режиссер и сценарист Джонатан Хенсли (написавший в том числе третий «Крепкий орешек», «Армагеддон» и «Джуманджи») вдохновлялся, по его собственным словам, «Платой за страх» Анри-Жоржа Клузо и экранизациями стейнбековских «О мышах и людях». На экране комфортабельно, с расстановкой, во всей своей щетинистой, грубой вязки красе воцаряется чаемый многими и многими old school. Касается это не только «буквы», то есть моментов чисто технологических (обошлись практически без комбинированных съемок, пресловутую дорогу проложили по самому настоящему льду, а в горных сценах отказались от компьютерной графики, найдя-таки подходящие локации в окрестностях Виннипега, которые чуть не официально считаются самым плоским местом на планете), но и «духа». Помимо неожиданно искристого саспенса (давно уже в кинозале не приходилось время от времени подпрыгивать на месте), натуральных, то есть не нарисованных, трюков и пусть не самой оригинальной, но вполне удобоваримой интриги, «Ледяной драйв» располагает к себе еще и абсолютно точным пониманием своей аудитории. Как в популярной музыке существует понятие AOR, то есть «рок, ориентированный на взрослых», так и здесь можно с полным основанием говорить об «экшене для тех, кому за…». Здесь нет места пиксельным принцам, карате-пацанам и прочим «новым мутантам». Даже сверхзвуковые закидоны «Форсажей» кажутся на фоне «Ледяного драйва» не более чем детским садом на стероидах. Но зато происходящее в «самом плоском месте на планете» вполне безупречно наследует несправедливо забытым и практически утраченным канонам «серьезного» боевика 90-х. Истинное место «Ледяного драйва» не в броуновском потоке нынешней комиксовой мельтешни, а где-то неподалеку от «Скалолаза» и «Дневного света» с Сильвестром Сталлоне, «Аварии» с Куртом Расселом, да хотя бы и от «В смертельной опасности» и «Огня из преисподней» со Стивеном Сигалом (кстати, один из героев «Ледяного драйва» с точностью повторяет судьбу как раз персонажа Сигала из «Приказано уничтожить»).
Но одними только 90-ми дело не ограничилось. Проникновенная интонация, сдержанный мужественный пафос, чувство локтя и прочие радости социалистического реализма заставляют заподозрить Хенсли в весьма детальном знакомстве с золотым фондом советского кинематографа, как минимум той его части, что касается фильмов о мировых парнях за баранкой, в диапазоне от «Порожнего рейса», «Обычного рейса» и «Рейса первого — рейса последнего» до «Двойного обгона», «Гонки с преследованием», а временами чуть ли не «Директора» Алексея Салтыкова. Пусть даже лейтмотивом саундтрека стала не «Сережка ольховая», а великая американская псевдонародная песня «I’ve Been Everywhere» в разудалой хардовой версии Роба Зомби и Никки Сикса. Тоже уже, кстати, вполне себе пенсионеров.