Техосмотру готовят новые кадры
Власти обнародовали детали новой реформы ТО
Вслед за решением Госдумы отвязать оформление полиса ОСАГО от проверки техосмотра становятся заметны другие контуры стремительно разворачивающейся реформы ТО. Минтранс готовит новые меры для борьбы с мошенниками, торгующими диагностическими картами, в частности, касающиеся правил фотографирования автомобилей на пунктах техосмотра. Контроль за операторами ТО при этом передается от Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию. А судьба резонансной инициативы ГИБДД о добровольности техосмотра для легковых авто пока неизвестна.
Эффективность стартовавшей реформы техосмотра обсуждалась 16 июня на круглом столе в Совете федерации (СФ). С 1 марта, напомним, введено фотографирование автомобилей на пунктах ТО, ужесточена ответственность операторов за незаконную выдачу диагностических карт, сами карты переведены в электронный вид. А 15 июня Госдума приняла закон об отмене с 22 августа обязанности при оформлении полиса ОСАГО предъявлять страховщикам диагностическую карту. Однако обязанности владельцев авто пройти ТО никто не отменял: с 1 марта 2022 года нарушителей будут штрафовать на 2 тыс. руб. (контроль с помощью камер).
Власти прорабатывают новые этапы реформы, один из них — передача аккредитации и проверок деятельности операторов ТО от Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию.
Банк России обращался с этой идеей в правительство в июне 2020 года, в марте 2021 года сенатор Андрей Кутепов представил соответствующий законопроект (“Ъ” рассказывал о нем). Господин Кутепов считает, что для РСА данная функция «несвойственна» и выполняется неэффективно. Инициатива, рассказал замглавы Минэкономики Алексей Херсонцев, обсуждалась две недели назад на совещании у вице-премьера Марата Хуснуллина. «В целом он ее поддержал»,— заявил господин Херсонцев, уточнив, что уже готовится «дорожная карта». Официальный представитель вице-премьера подтвердил “Ъ”, что дано поручение проработать документ.
Замглавы Росаккредитации Дмитрий Гоголев заявил, что для проверки 5 тыс. операторов ТО ведомству понадобится увеличение штата и дополнительное финансирование ежегодно в 250 млн руб. На передачу функций, включая создание новой информационной системы, нужно примерно полтора-два года. Минтранс, ГИБДД и ряд операторов ТО идею поддержали. В РСА заявили “Ъ”, что «будут готовы комментировать принятое решение, но пока что идет дискуссионный процесс, многие вводные не определены».
В случае передачи функций, отметим, союз потеряет существенный канал доходов: аккредитация одного оператора стоит 49 тыс. руб.
Тариф может подняться до 200–240 тыс. руб., говорит знакомый с ситуацией источник “Ъ”, при передаче функции Росаккредитации.
Еще одно направление реформы ТО — борьба с мошенниками, которые торгуют диагностическими картами онлайн. Они, как рассказывал “Ъ”, научились обходить защиту, загружая в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД поддельные снимки с автомобилями, якобы приехавшими на ТО. Услуга стоит 1,5–2 тыс. руб. в сети. Операторы получают рекламные рассылки от мошенников с предложениями установить специальный софт для этих целей, рассказал в среду глава «Союза автосервисов» Александр Пахомов.
МВД проблему признало: часть фейков выявляется, карты аннулируются, но процесс пока не массовый.
Уже подготовлен проект приказа Минтранса, ужесточающий правила фотофиксирования процесса ТО, заявил представитель ведомства Владимир Луговенко. К ракурсам со стороны переднего и заднего бампера по новым правилам добавится кадр сбоку, а также фото внутри пункта ТО (например, на тормозном стенде) и эксперта, осматривающего авто.
В МВД, отвечая на запрос “Ъ”, рассказали, что при выявлении в сети предложений по покупке диагностических карт (ДК) онлайн в прокуратуру направляются ходатайства о «признании данной информации запрещенной к распространению на территории РФ и блокировке доступа к интернет-ресурсам». Сколько конкретно сайтов таким образом было заблокировано, в МВД не уточнили. Если же мошенникам все уже удается загрузить в ЕАИСТО снимки с «фейковым» ТО, то проводится «проверка информации, в случае подтверждения принимается решение в соответствии с законодательством».
Результатом проверки, как правило, является аннулирование диагностических карт: с 1 марта до 1 мая аннулировано было 319 карт, более свежих данных МВД “Ъ” не предоставило.
В рамках контроля за операторами при выявлении фактов оформления ДК на автомобиль, который не приезжал на проверку, ГИБДД возбудила более 700 дел по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ: для юрлиц штрафы достигают 300 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб. О конкретных судебных решениях после 1 марта пока не сообщалось.
Судьба наиболее революционной инициативы — об отмене обязательного ТО для легковых авто, не участвующих в перевозках,— до конца не ясна. 10 июня, напомним, с этой идеей выступил глава ГИБДД Михаил Черников, анонсировав соответствующие поправки к законодательству. Заявление вызвало негативную реакцию у операторов, но нашло поддержку у многих автомобилистов. Сенатор Александр Пронюшкин рассказал, что за три дня до упомянутого заявления, 7 июня, СФ получил письмо из МВД за подписью господина Черникова, в котором идея добровольного ТО признавалась «нецелесообразной».
Инициатива находится в «проработке», заявил, выступая в СФ, представитель Госавтоинспекции Сергей Чипурин.
Он заметил, что в статистике ДТП с неисправными авто «изменений в лучшую сторону» пока не наблюдается.
Напомним, что операторы техосмотра в течение нескольких лет указывали на слишком низкие тарифы на ТО, рассчитанные для регионов по устаревшей методике 2012 года (в некоторых городах цены составляют 300–500 руб.). Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в 2020 году обещала утвердить новую методику, но представитель ведомства Нелли Галимханова, выступая в СФ, сказала, что документа пока не будет: старая методика, по ее словам, «в полной мере позволяет рассчитать экономически обоснованный тариф», тем более что региональные власти должны, начиная с 1 марта 2021 года, ежегодно пересчитывать цены.