Евросоюз послал Москву на три принципа
Новая стратегия ЕС в отношении России мало отличается от планов НАТО
«Давать отпор, сковывать, взаимодействовать» — такова триада принципов, из которых Евросоюз впредь будет исходить при выстраивании отношений с Россией. Новую стратегию политики на российском направлении, по формулировкам и содержанию скорее напоминающую документ НАТО, а не ЕС, вчера представил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. В российском МИДе сочли, что «у людей, которые придумали такую концепцию, явно проблемы со знанием истории, восприятием реальности и преобладанием фобий над креативным мировосприятием».
Европейская служба внешних связей в среду представила новую стратегию политики Евросоюза на российском направлении. Как ожидается, документ будет официально одобрен на заседании глав государств и правительств ЕС 24–25 июня. О его ключевых моментах рассказал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Отныне, по его словам, политика ЕС в отношении России будет строиться на трех принципах:
«Давать отпор, сковывать, взаимодействовать».
«В нынешних обстоятельствах обновленное партнерство между ЕС и Россией кажется отдаленной перспективой»,— заявил Жозеп Боррель на пресс-конференции в Брюсселе. При этом в европейской внешнеполитической службе считают, что виновата в сложившейся ситуации Москва: «К ухудшению отношений между ЕС и Россией ведет выбранный (Москвой.— “Ъ”) политический курс и преднамеренные враждебные действия российских властей, в частности незаконная аннексия Крымского полуострова в 2014 году и продолжающаяся дестабилизирующая деятельность в отношении как государств ЕС, так и соседних стран». «Наша цель должна состоять в том, чтобы изучить пути, которые могли бы помочь перевести нынешнюю динамику в более предсказуемые и стабильные отношения с Россией»,— заявил Жозеп Боррель. Достижению этой цели, как следует из его выступления, и служит новая триада принципов.
«Давать отпор» Евросоюз намерен «нарушению Россией прав человека, принципов демократии и международного права». Делать это планируется как на территории России, так и на постсоветском пространстве. Жозеп Боррель особо выделил намерение препятствовать нарушениям Россией суверенитета Украины, противодействовать «вредоносным действиям правительства России, включая гибридные атаки», и ограничивать «ресурсы, которые власти России могут привлечь для проведения разрушительной внешней политики».
«Сковывание» будет направлено на «попытки России подорвать интересы ЕС» — как на территории самого Евросоюза, так и на международных площадках. В рамках реализации этого принципа Брюссель намерен противодействовать попыткам Москвы влиять на умы своих граждан и вносить раскол в свои ряды. Кроме того, Евросоюз впредь будет теснее координировать свои действия с США, НАТО и «группой семи».
В то же время Евросоюз надеется «взаимодействовать» с Россией «для продвижения собственных интересов». Речь идет о таких сферах, как борьба с изменением климата, противодействие распространению коронавирусной инфекции, взаимодействие в Арктике, урегулирование региональных конфликтов. Кроме того, как добавили в Брюсселе, «ЕС заинтересован в решении конкретных экономических вопросов, среди которых российские протекционистские меры и частичный запрет на ввоз сельскохозяйственной продовольственной продукции из ЕС».
Намеренно или нет, но по формулировкам и содержанию новая стратегия Евросоюза как будто списана с документов НАТО.
Североатлантический альянс после конфликта вокруг Украины тоже объявил о намерении придерживаться в отношении России определенных принципов, правда, их только два: «оборона и диалог». При этом оборона явно превалирует, а диалог фактически полностью заморожен. И в альянсе в последнее время тоже все чаще используют по отношению к России терминологию холодной войны, среди прочего говоря о необходимости ее «сдерживания». Предварительно представляя новые принципы политики в отношении России, Жозеп Боррель еще в конце февраля использовал именно термин «сдерживать» — contain. Но затем в Брюсселе все же решили смягчить риторику и уйти от ассоциаций с противостоянием прошлого века. Так из contain стало constrain — «сковывать». При этом в переводе нового позиционного документа Евросоюза на русский язык представители внешнеполитической службы ЕС явно пытались еще немного сгладить жесткость формулировок и перевели это слово как «ограничивать».
Как бы то ни было, новая триада, как пояснили в Брюсселе, добавится к одобренным Евросоюзом в 2016 году «пяти принципам (бывшей главы МИД ЕС.— “Ъ”) Федерики Могерини». Жозеп Боррель напомнил о них: «Полное выполнение минских соглашений (по урегулированию ситуации в Донбассе.— “Ъ”) как ключевое условие любых существенных изменений в отношениях ЕС с РФ; укрепление отношений со всеми шестью участниками "Восточного партнерства" (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.— “Ъ”) и странами Центральной Азии; укрепление устойчивости ЕС в таких областях, как энергетическая безопасность, гибридные угрозы и стратегическая коммуникация; избирательное взаимодействие с Россией по вопросам, представляющим явный интерес для ЕС; развитие контактов между народами и поддержка российского гражданского общества».
Жозеп Боррель в ходе пресс-конференции пояснил, как эта сложная конструкция должна работать:
«Представьте себе, что пять принципов (Могерини.— “Ъ”) — это строчки, а три новых принципа — это столбцы. И в рамках этой матрицы будут приниматься решения Евросоюза (на российском направлении.— “Ъ”)».
В российском МИДе на оглашение новой стратегии ЕC отреагировали предсказуемо негативно. Первой ее в своем Telegram-канале прокомментировала представитель министерства Мария Захарова. По ее мнению, «у людей, которые придумали такую концепцию, явно проблемы со знанием истории, восприятием реальности и преобладанием фобий над креативным мировосприятием».