На пленуме принята продовольственная проблема
КНДР не хватает еды и желания разоружаться
Северная Корея сталкивается с растущими проблемами, наиболее острой из которых стала нехватка продовольствия. В обращении к проходящему в Пхеньяне пленуму ЦК Трудовой партии Кореи лидер страны Ким Чен Ын назвал ситуацию с производством продуктов питания «напряженной». Еще одним вызовом для закрытой от внешнего мира КНДР становится противостояние коронавирусу. Решая внутренние проблемы, Северная Корея перестала реагировать на призывы к переговорам о ликвидации оружия массового уничтожения, включая последнее заявление лидеров G7, сделанное на саммите в Карбис-Бее.
Третий пленум ЦК Трудовой партии Кореи, который проходит под председательством северокорейского лидера Ким Чен Ына, должен подвести промежуточные итоги развития страны за 2021 год. В сообщении северокорейского агентства ЦТАК главными задачами пленума названы «принятие мер по решению актуальных проблем в экономике и жизни народа, а также мощное и правильное продвижение вперед важнейшей государственной работы».
Между тем в традиционной для северокорейских заявлений пышной риторике проскальзывают непривычные обороты, словосочетания и отдельные фразы, свидетельствующие о нарастающих признаках неблагополучия.
Об одной из наиболее острых проблем на пленуме партии власти сообщил сам Ким Чен Ын. Он признал, что сельскохозяйственный сектор не справился с поставленными задачами, намеченными предыдущим пленумом, в результате чего в стране возникла острая нехватка продовольствия.
«Из-за ущерба от прошлогоднего тайфуна не был выполнен план по выращиванию зерна, в связи с чем складывается напряженная ситуация с обеспечением населения продовольствием»,— цитирует Ким Чен Ына японский телеканал NHK со ссылкой на северокорейскую газету «Нодон Синмун». В своем обращении лидер КНДР призвал сельхозпроизводителей принять активные меры для решения проблемы нехватки продовольствия.
Непривычное для Пхеньяна признание остроты продовольственной проблемы первым прокомментировал на пресс-конференции в Токио генеральный секретарь японского Кабинета министров Кацунобу Като. «Такие сведения вызывают огромный интерес. Мы прилагаем усилия для сбора и анализа информации в тесном сотрудничестве с США и Южной Кореей»,— сообщил он. Северокорейская сторона не раскрывает данные о масштабах кризиса, однако, по оценке южнокорейской разведки, на которую ссылается японское агентство «Киодо», из-за неурожая прошлого года страна недополучила 1 млн тонн продовольствия.
Еще одной проблемой стала пандемия COVID-19.
По сообщению агентства ЦТАК, в своем выступлении Ким Чен Ын потребовал «чрезвычайной противоэпидемической работы», которая «должна быть выполнена государством любой ценой в условиях, когда мировой кризис в области здравоохранения усугубляется из-за злокачественного вируса». При этом, по официальным данным, в стране до сих пор нет ни одного заболевшего.
Как заявил на этой неделе в ходе визита в Австрию президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, в случае согласия Пхеньяна Сеул будет готов помочь КНДР поставками вакцин. В феврале представители международного механизма COVAX сообщили, что Северная Корея получит почти 2 млн доз вакцин от коронавируса британско-шведской компании AstraZeneca, 1,7 млн доз планировалось направить уже в мае, однако поставка была отложена из-за неготовности Пхеньяна принять гуманитарную помощь. По сообщению телекомпании CNN, позиция Пхеньяна объясняется нежеланием предоставить COVAX информацию об общенациональных планах вакцинации и числе граждан, которым будет сделана прививка.
Несмотря на нарастающие внутренние проблемы, Северная Корея продолжает делать ставку на укрепление военного потенциала.
В конце прошлой недели, накануне партийного пленума, в Пхеньяне прошло заседание Центрального военного комитета Трудовой партии Кореи. «На заседании были сформулированы важные задачи по дальнейшему повышению боеспособности вооруженных сил и обеспечению нового поворота в общей работе национальной обороны в соответствии с требованиями быстро меняющейся ситуации вокруг Корейского полуострова»,— сообщило агентство ЦТАК. По информации агентства, председательствовавший на заседании Ким Чен Ын призвал «неуклонно проводить линию и политику партии по строительству армии без каких-либо отклонений».
На этом фоне в Вашингтоне и Сеуле обращают внимание на то, что Северная Корея окончательно перестала реагировать на призывы к возобновлению переговоров о ликвидации оружия массового уничтожения. После того как в конце прошлого месяца к активизации переговорного процесса безуспешно призвали президенты США и Южной Кореи Джо Байден и Мун Чжэ Ин, новый сигнал Пхеньяну направили лидеры стран G7. «Мы призываем к полной денуклеаризации Корейского полуострова и к поддающемуся проверке, необратимому отказу КНДР от незаконного оружия массового уничтожения и баллистических ракет в соответствии со всеми соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН. Мы приветствуем готовность США продолжать дипломатические усилия в координации со всеми партнерами и призываем КНДР к взаимодействию и возобновлению диалога»,— говорится в коммюнике, принятом по итогам саммита лидеров «группы семи» в Карбис-Бее. Однако в Пхеньяне это заявление, кажется, не заметили.