Рост цен набирает скорость
Годовая инфляция в Татарстане увеличилась до 6,4%
Национальный банк Татарстана (отделение Волго-Вятского управления ЦБ РФ) сообщил об «ускорении» инфляции в регионе. По итогам мая годовой прирост цен достиг 6,37%, хотя в начале года был чуть более 5%. Динамика по инфляции оказалась выше среднероссийской. В Нацбанке объясняют такую ситуацию тем, что у жителей республики растет спрос на товары и услуги, сокращавшийся в начале пандемии. В связи с этим предприятиям «легче переносить в отпускные цены рост издержек».
По данным Нацбанка, годовая инфляция в Татарстане по итогам мая ускорилась до 6,37%. В апреле она составляла 5,83%. Таким образом, месячный рост составил сразу 0,54 процентных пункта. А с начала года рост превысил один процентный пункт (с 5,08% в январе 2021 года).
При этом годовой рост цен в Татарстане оказался выше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу (ПФО, 6,3%) и в целом по России (6,02%).
Цены продовольственных товаров в Татарстане растут еще более высокими темпами. В мае годовой прирост составил 8,22% против 7,73% в апреле. Нацбанк заявляет, что на это «повлиял эффект базы прошлого года и рост издержек производителей». Так, к примеру, к росту цен на мясо птицы привело подорожание зерна, упаковки, кормовых добавок, а также импортных ветеринарных препаратов и оборудования «по причине произошедшего ранее ослабления рубля».
В то же время, например, лимоны в мае 2021 года стоили на 31% дешевле, чем годом ранее. А в апреле падение цен на них к уровню 2020 года составляло 65,9%. В банке напомнили, что «весной прошлого года резко возросший из-за пандемии спрос на цитрусовые значительно превышал предложение на внутреннем рынке, что привело к увеличению цен». В этом году на цитрусовые подобный ажиотажный спрос уже не наблюдается.
Яблоки за год подорожали лишь на 2,5%. «Годом ранее рост цен на эти фрукты был связан с низким урожаем и повышением цен на импортную продукцию из-за ослабления рубля», объясняют в Нацбанке.
Восстановлением спроса и удорожанием продуктов объясняется рост цен в кафе и ресторанах, который в мае составил 4,8%.
Цены на непродовольственные товары в Татарстане по итогам мая были на 7,5% выше, чем годом ранее. При этом еще в апреле годовой прирост составлял 6,6%. Так, например, цены продолжают расти на строительные материалы и мебель, поскольку часть этой продукции все больше отправляется на экспорт (из-за роста мировых цен на древесину). «Кроме того, в условиях реализации льготной ипотеки с господдержкой и низких рыночных ипотечных ставок отмечается высокий спрос на жилье и, как следствие, на проведение строительных и ремонтных работ»,— поясняют в Нацбанке. Рост цен на автомобили связывают с «перебоями в поставках машин, обусловленными дефицитом электронных комплектующих». Вместе с тем «на фоне более благоприятной, чем годом ранее, эпидемической ситуации в регионе замедлился рост цен на медицинские товары».
Рост цен в сфере услуг не такой значительный: по итогам мая он составил 2,51% по году против 2,42% в апреле. При этом инфляция оказалась ниже общероссийского уровня (3,29%) и ПФО (2,99%), а «динамика цен во многом была обусловлена ростом спроса на услуги внутреннего туризма из-за сохраняющихся ограничений на зарубежные поездки».
В Нацбанке отмечают, что в мае этого года ускорился рост цен на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, а также выросли цены на гостиничные услуги, поскольку годом ранее эти услуги временно не предоставлялись. В то же время ограничения на поездки за границу привели к увеличению количества субсидируемых рейсов и пассажиропотока между регионами в обход Москвы. Это привело к тому, что рост цен в этом сегменте по итогам мая составил лишь 4,35% против 26,96% в апреле. Также тарифы из-за высокой конкуренции продолжали снижать мобильные операторы.
Как резюмируют в Нацбанке, «инфляционное давление усилилось» в целом по стране, что отражает «то, что устойчивый рост спроса опережает возможности расширения предложения»: «На этом фоне предприятиям легче переносить в отпускные цены рост издержек». При этом, как ожидают в отделении ЦБ, в дальнейшем «с учетом уже принятых решений по повышению ключевой ставки… годовая инфляция вернется к цели Банка России во втором полугодии 2022 года и будет находиться вблизи 4%».
«Если динамика цен в Татарстане и опережает среднероссийскую и в целом по ПФО, то это расхождение, на мой взгляд, не столь значительное»,— считает главный аналитик группы компаний «Алор» Алексей Антонов. При этом он полагает, что «показатели по годовой и базовой инфляции не могут полностью демонстрировать достоверную ситуацию». «Но столь заметные скачки в любом случае указывают на дальнейший рост цен на наиболее востребованные со стороны населения продовольственные и непродовольственные товары, что, к сожалению, не обещает стабилизации ситуации с ростом благосостояния граждан в текущем году»,— прогнозирует он. По словам господина Антонова, «меры ЦБ по повышению ключевой ставки тут могут сыграть лишь небольшую корректирующую роль».