Западное единство 2.0
Еще в ходе президентской гонки в США Джо Байден обещал восстановить трансатлантические отношения, понесшие урон при Дональде Трампе. Завершившееся европейское турне президента Байдена показало: смена администрации действительно помогла восстановить меру единства и «солидарности» западных стран. Но то ли это единство, которое было до Трампа? В один поток нельзя войти дважды — эта истина на все времена применима и в данном случае.
Во-первых, нельзя идеализировать то, что было до Трампа. Достаточно назвать расхождения внутри западного альянса при Джордже Буше-младшем по поводу войны в Ираке. Тогда, весной 2003 года, наряду с Россией против этой авантюры Вашингтона выступили Париж и оказавшийся в Совбезе ООН Берлин. В июне 2016 года в Великобритании состоялся референдум, на котором британцы высказались за выход из ЕС. Это стало тяжелым ударом не только по евроинтеграционному проекту, но и по Западу в целом. Продемонстрировав возможность доселе считавшегося невозможным, британский плебисцит, несомненно, способствовал победе Трампа на выборах в США. Оба эти события обнаружили в развитии Евро-Атлантики исторический отпечаток прежнего геополитического антагонизма по линии англосаксы—немцы/ЕС.
Во-вторых, если брать вехи западной солидарности, то нельзя сказать, чтобы они впечатляли. Да, теракты 11 сентября привели к декларативному задействованию ст. 5 Вашингтонского договора. Это произошло впервые, но не имело никаких практических последствий. Тем более что на опыте операции НАТО против Сербии в связи с косовским кризисом администрация США, апеллируя к издержкам ведения войны «в составе комитета», сделала выбор в пользу односторонних действий или на худой конец коалиций желающих. В Косово Запад буквально прошел по краю: по признанию тогдашнего заместителя госсекретаря США Строуба Тэлботта, если бы бомбардировки затянулись еще на одну неделю, натовское единство рухнуло бы. Ливия дала еще один пример совместных действий альянса, но с еще более катастрофическими результатами. Сейчас, когда Байден решил вывести американские войска из Афганистана (к 11 сентября этого года), можно с большим основанием судить об эффективности коллективных действий НАТО за пределами его географической «зоны ответственности», то есть территории государств-членов. На время заглохли разговоры о «глобальной роли» НАТО или глобализации альянса за счет партнеров из других регионов мира (Японии, Австралии и Южной Кореи).
Весь недавний опыт показывает: Запад не в состоянии в одиночку обеспечить стабильность в мире. Отсутствие согласия между Западом и Россией (не говоря уже об их совместных действиях) создает прорехи в ткани международных отношений, которые и оборачиваются кризисами.
Если взять действия нынешней администрации США по восстановлению трансатлантических отношений, то трудно спорить с тем, что это позитивное явление. Чем меньше ссор и недопонимания в мире, тем лучше. Главное, чтобы это не делалось за счет других игроков. При этом если в Женеве на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным Джо Байден выражал волю коллективного Запада, то тем лучше. Значит, и другие наши западные партнеры будут настроены на позитив и преодоление накопившихся завалов. Не нам диктовать порядки в западном альянсе, но если американское лидерство приносит там положительные плоды, то по ним и будем судить.
полная версия kommersant.ru/13118