Такие вот «Ила»
Пермская авиакомпания займется эксплуатацией Ил-76 «Алросы»
Авиакомпания «Геликс», основная часть воздушного флота которой находится в Перми, станет оператором трех тяжелых транспортных самолетов Ил-76ТД. Ранее их эксплуатировала «Алроса». Они будут базироваться в аэропорту «Ульяновск-Восточный», который стал еще одним базовым для «Геликса». Компания намерена использовать их для коммерческих перевозок, в том числе за границей. Сейчас суда проходят в Ульяновске модернизацию для эксплуатации на международных авиалиниях. Собеседники в отрасли говорят, что для этих самолетов сложно найти экипажи с нужным допуском. Эксперты полагают, что небольшой перевозчик сможет найти нишу на рынке авиационных грузоперевозок.
Авиакомпания «Геликс» станет эксплуатантом трех Ил-76ТД, которые раньше использовала авиакомпания «Алроса», рассказали источники в авиационной отрасли. Речь идет о бортах RA-76373, RA-76360 и RA-76420, выпущенных в 1992 и 1993 годах Ташкентским авиационным производственным объединением им. Чкалова. По данным собеседников, в начале прошлого года «Алроса» продала воздушные суда некому юрлицу, которое передаст воздушные суда в эксплуатацию «Геликсу». В данный момент Ил-76 перебазировались из Мирного в Ульяновск, где проходят техобслуживание. Как говорит собеседник „Ъ-Прикамье“, их будут использовать для грузовых перевозок. Дислоцироваться суда будут на аэродроме «Ульяновск-Восточный», который был зарегистрирован за перевозчиком в качестве базового. На самолеты будет установлено оборудование, позволяющее совершать рейсы за границу. Так, они будут оснащены системой предупреждения столкновения в воздухе (TCAS).
Заместитель директора «Геликса» по стратегическому развитию Вадим Балдин подтвердил намерение авиакомпании стать эксплуатантом бывших бортов «Алросы». По его словам, сейчас компания проходит необходимые сертификационные процедуры. Структуру сделки по реализации Ил-76ТД он не раскрыл.
Авиакомпания «Геликс» создана в 1991 году в Перми, затем сменила юридический адрес на Екатеринбург, позже на Сургут. В данный момент флот «Геликса» составляют шесть вертолетов Ми-8. В Прикамье авиакомпания предоставляет услуги поисково-спасательной службы и является партнером «Роскосмоса» в Уральском регионе по поисковым работам, выполняет авиаработы на территории ХМАО. Базовыми аэродромами перевозчика являются Большое Савино (Пермь), Рощино (Тюмень) и «Ульяновск-Восточный». В феврале текущего года ООО «Авиатехкомплект» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании «Геликса» банкротом, мотивируя свои требования задолженностью в размере 3,72 млн руб. По требованию кредитора суд принял обеспечительные меры в виде ареста четырех вертолетов. Весной суд прекратил производство по делу в связи с погашением задолженности, обеспечительные меры были сняты. По данным СПАРК, в 2020 году выручка компании составила 220,222 млн руб., чистая прибыль 16,516 млн руб.
Отметим, в феврале авиакомпания «Алроса» сообщила, что выводит из эксплуатации все Ил-76ТД. Как сообщал ее официальный телеграм-канал, воздушные суда планировалось передать другому перевозчику. В качестве причины называлось отсутствие спроса и дороговизна эксплуатации. Также «Алроса» отказалась от использования отечественных Ту-154 и Ту-134. Сейчас в состав флота компании входят Boeing-737 различных модификаций, Ан-24 и Ан-38, а также вертолеты Ми-26Т и Ми-8.
Собеседник в одной из российских авиакомпаний с опытом полетов на Ил-76 говорит, что найти летный состав на этот тип воздушных судов с допуском к полетам на международные авиалинии достаточно сложно: «Количество таких кадров с каждым годом сокращается, а молодежь стремится работать на „иномарках“, тем более что допуск на них позволяет уйти работать в иностранные авиакомпании практически без дополнительного обучения».
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что ситуация со спросом на грузовые перевозки сейчас «не самая благоприятная». Эксперт отмечает, что конкуренцию перевозчику в этом сегменте могут составить как авиакомпании, занимающиеся грузоперевозками на пассажирских самолетах, так и операторы Ил-76. В качестве последних он приводит «Волга-Днепр», которые используют воздушные суда модификации Ил-76 ТД-90ВД с двигателями ПС-90-А-76. Их характеристики позволяют эксплуатировать самолеты практически в любой точке мира. «Но для небольшого перевозчика место на этом рынке найдется»,— считает господин Пантелеев. Также он предполагает, что из «Алросы» в «Геликс» может перейти часть летного состава с опытом работы на этом типе воздушных судов.