Самокат приравняют к транспорту
Депутаты Самарской губдумы просят определить правовой статус электросамокатов
Самарская губернская дума направит в Минтранс РФ обращение о необходимости поправок в ПДД в части определения правового статуса пользователей электросамокатов. С инициативой об ускорении этого процесса в областной парламент обратился депутат Михаил Матвеев. В течение нескольких недель после распространения использования самокатов в Самаре 145 человек получили травмы. По России за пять месяцев текущего года количество дорожных происшествий с участием электросамокатов по сравнению с аналогичным периодом минувшего года выросло почти на 200%. При этом электросамокат с правовой точки зрения не считается транспортом, а движение на нем приравнивается к пешеходному. Поэтому случаи наездов самокатов на пешеходов не регистрируются как ДТП.
Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев внес в областной парламент проект обращения в Министерство транспорта РФ.Парламентарий просит внести поправки в ПДД по определению правового статуса участников дорожного движения, использующих электросамокаты. На заседании губдумы 17 июня Михаил Матвеев попросил включить этот вопрос в повестку дня, но его перенесли на следующее заседание думы.
Депутат напоминает, что Минтранс РФ подготовил поправки в ПДД по определению правового статуса участников дорожного движения, использующих современные техсредства передвижения. Михаил Матвеев просит ускорить вопрос рассмотрения этих поправок в части регулирования использования электросамокатов.
В обращении отмечается, что в городах России обострилась проблема с использованием электросамокатов. Пользователи самокатов нередко становятся участниками ДТП, при этом вопрос ответственности остается неурегулированным.
В частности, вчера в МВД России сообщили о том, что количество дорожных происшествий с участием электросамокатов с января по май по сравнению с аналогичным периодом минувшего года выросло почти на 200%.
Электросамокат, который используется в городском пространстве, небезопасен и для самого пользователя, если он передвигается, например, со скоростью 25 км/ч, отмечает Михаил Матвеев в обращении.
Автор инициативы связывает эти проблемы с нерешенностью определения правового статуса электросамокатов: «Их следует относить к источникам повышенной опасности, возлагая ответственность за причиненный вред на собственника и пользователя. Также необходимо дополнить ПДД РФ определением электросамокатов (отграничив их от иного механизированного транспорта) и соответствующим положением, устанавливающим особенности их эксплуатации».
Кроме того, парламентарий просит проработать в ПДД вопрос о введении обязательных требований к арендованным и служебным электросамокатам, которые могут включать в себя обязательное страхование гражданской ответственности управляющего таким средством, ограничения скорости для несовершеннолетних и конкретной территории использования. Также в обращении говорится о необходимости обязательного использования средств индивидуальной защиты, а также нанесения на электросамокат номерных знаков.
На заседании губдумы 17 сентября глава комитета по транспорту, автодорогам, информационным технологиям и связи Андрей Мурзов напомнил, что 3 июня был круглый стол по вопросу регулирования пользования средствами индивидуальной мобильности. На мероприятии были разработаны рекомендации, которые будут утверждены 22 июня. «Одна из рекомендаций — обратиться губернской думе в адрес Министра транспорта РФ. До этого времени все рекомендации будем корректировать, можете приносить свои предложения»,— уточнил господин Мурзов. Михаил Матвеев согласился с таким форматом работы: «Определите формат, который правильнее, но чтобы до ухода на каникулы и фактического окончания этой сессии такое обращение от губдумы или от совета думы направили».
«За полтора-два месяца количество травм, связанных с этим движением, увеличилось в разы в Самаре. Ездят на больших скоростях, без опознавательных знаков»,— добавил спикер губдумы Геннадий Котельников.
Масштабное использование электросамокатов в Самаре началось в середине апреля. По данным областного парламента, в этот период сразу несколько федеральных компаний зашли в город с услугами проката самокатов — кикшеринга. Компании Whoosh, Urent, Red Wheels и «Карусель» разместили в Самаре более 3 тыс. электросамокатов, количество которых в ближайшее время планируется увеличить. По официальным данным, в течение нескольких недель после этого 145 человек в городе получили травмы, связанные с самокатами. Однако, как сообщал на заседании круглого стола губдумы 3 июня начальник отделения по исполнению административного законодательства УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Дмитрий Ворожейкин, сейчас, по законодательству, электросамокаты не являются транспортным средством, а передвижение на них приравнено к пешеходному движению. Поэтому случаи наездов самокатов на пешеходов не регистрируются как случаи ДТП, отметил он.
Депутаты сообщили, что крупнейшие компании уже заключили с минтрансом региона соглашение, по которому они готовы снизить скорость до 15 км/ч. На запрос „Ъ“ директор ООО «Бэнч Райд», официального партнера сервиса «Карусель» в Самарской области, Дмитрий Окунь рассказал, что департамент транспорта Самары направил им письмо о возможности рассмотрения ограничения скорости в городе до 15 км/ч: «Мы рассматриваем такую техническую возможность, так как изменение программного обеспечения является очень трудоемким процессом. Думаю, мы будем еще прорабатывать и обсуждать этот вопрос с администрацией города».