Чип контрафактом страшен
Глобальная нехватка микрочипов провоцирует всплеск поддельной продукции
С начала 2021 года в мире наблюдается существенный дефицит микрочипов, который охватил практически все отрасли промышленности. Но худшее еще впереди, уверены эксперты: совсем скоро рынок будет заполнен поддельными чипами.
Сегодня «сердцем» практически любого устройства является микрочип — от мобильного телефона до автомобиля и целых промышленных комплексов. Однако пандемия COVID-19 привела к их массовой нехватке на рынке: с одной стороны, она нарушила работу заводов по производству чипов, а с другой — привела к всплеску спроса на бытовую электронику среди людей, оказавшихся запертыми в своих домах на карантин. Один только автопром потеряет от дефицита чипов до $110 млрд — и это только в 2021 году. Между тем аналитики и сами производители микрочипов считают, что кризис продлится как минимум до лета следующего года.
Между тем, как утверждают эксперты, от сложившейся ситуации на рынке выиграют производители контрафактных чипов, которые с удовольствием придут на помощь производителям электроники, оказавшимся в безысходной ситуации. «Если на следующей неделе вам нужно будет получить 5 тыс. деталей или ваша производственная линия закроется, вы окажетесь в бедственной ситуации и ослабите бдительность,— цитирует ZDNet исследователя в области контрафактной электроники в Центре передовой инженерии жизненного цикла (CALCE) Диганту Даса.— Вы перестанете придерживаться правил проверки поставщика или прохождения тестовых процессов. И это, скорее всего, станет большой проблемой».
По мнению экспертов, сложившаяся на рынке ситуация приведет к наплыву контрафактных чипов уже в ближайшие месяцы. «Я думаю, что мы находимся на пороге серьезной проблемы. Мировой дефицит открыл дверь для преступников, позволив им использовать рынок электронных компонентов, и я вижу первые признаки того, что это уже начало происходить»,— отмечает Стив Калабрия, основатель независимого дистрибутора PC Components, который является частью отраслевой группы Ассоциации независимых дистрибуторов электроники (IDEA).
Подобный наплыв контрафактной продукции наблюдается при любом массовом сбое в поставках. Так уже было, например, в Японии в 2011 году после разрушительного цунами, когда спрос на медицинские приборы в стране одномоментно резко возрос, а производство электроники оказалось подорвано стихийным бедствием.
Как правило, мошенники используют один из двух методов для создания поддельных чипов: они могут либо сами создать с нуля нечто, напоминающее оригинал, либо достать микрочипы из уже использовавшейся и выброшенной электроники.
Для этого требуется стереть старую маркировку, почистить деталь и упаковать ее, чтобы она казалась новой. Но проблема у поддельных микрочипов в обоих случаях будет одна и та же — их продолжительность жизни гораздо ниже оригинальных деталей или они могут выйти из строя даже при тех условиях эксплуатации, при которых настоящие микрочипы продолжат работать.
По мнению Майкла Печта, профессора машиностроения в Университете Мэриленда и основателя CALCE, в следующем году некоторые предприятия будут покупать контрафактные детали, чтобы продолжать работать: «Я не думаю, что в отрасли вообще есть понимание ситуации. На мой взгляд, компании слишком много думают о том, как уложиться в сроки, а не о проблеме подделок. Я особенно обеспокоен (ситуацией в.— “Ъ”) медицинском и военном секторах промышленности, а также в любом бизнесе, связанном с безопасностью, даже в какой-то степени автомобильном».
При этом, по мнению экспертов, прежде всего проблема контрафактной продукции коснется малых производителей, для которых сроки выполнения заказов критичны, а запасов запчастей и микрочипов у таких компаний нет. Крупнейшие же производители смогут пережить этот кризис и избежать использования подделок, так как обычно у них налажена цепь поставок, основанная на закупках непосредственно у производителей деталей.