Лучше грабель могут быть только грабли
Алексей Шаповалов о старых ошибках нового экологического регулирования
«Экологический» вице-премьер Виктория Абрамченко поручила к ноябрю дополнить закон об эксперименте по квотированию выбросов в городах с грязным воздухом разделом об административной ответственности. Закон принят в 2019 году как основа федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Цель — обкатать технологическое нормирование (по принципу наилучших доступных технологий, НДТ) на предприятиях в 12 городах с самым грязным воздухом.
Сама идея родом из стран ОЭСР: в ее базе — соглашения властей, компаний и НКО о достижении согласованных целей при помощи совместного плана действий. В российском варианте цели спущены проектом: он требует снижения не менее чем на 20% общего объема выбросов к 2024 году, а указ президента — снижения выбросов опасных загрязняющих веществ вдвое к 2030 году, но в силу «договорного» характера эксперимента рамочный закон ответственности за их неисполнение не предполагал.
Демократические процедуры, положенные на местную реальность, не сработали. Хотя «джентльменские соглашения», как их называют в Белом доме, в 12 городах подписаны еще в 2019–2020 годах, лишь 4 июля госпожа Абрамченко объявила о появлении комплексных планов снижения выбросов в пяти из 12 городов. Собеседник “Ъ” в Белом доме объясняет: «загрязнители подписывают соглашения, но потом переносят сроки». Чиновники же Минприроды и Росприроднадзора с февраля добиваются введения административной ответственности за игнорирование эксперимента. В Росприроднадзоре “Ъ” сообщили, что за отказ в предоставлении данных для оценок загрязнения, препятствия для проверок, отсутствие предложений по квотам выбросов, уклонение от разработки и реализации планов мероприятий по их исполнению предлагаются небольшие денежные штрафы (500 тыс. руб. при повторном нарушении) и повышение платы за выброс загрязняющих веществ сверх квот в сто раз.
При этом собеседник “Ъ” в Росприроднадзоре так и не смог объяснить, что мешает применять к нарушителям соглашений санкции действующего законодательства за нарушение санитарного или технологического нормирования. Формально, действительно, эти законы регулируют разные отношения, но если бы Росприроднадзор добился от компаний фактического, а не бумажного соблюдения действующих нормативов, цель регулирования была достигнута. Чиновник соглашается, что в рамках «прикручивания» административной ответственности к экспериментальному законодательству де-факто создается уже третья система экологического нормирования промышленной нагрузки, и признает, что система нормирования стала сверхсложной и непонятной компаниям, а подключение к эксперименту о квотировании еще 22 городов, о котором было объявлено на ПМЭФ, не имеет большого смысла в отсутствие успехов на нынешнем этапе эксперимента. И, конечно, третья система штрафов вряд ли может что-то изменить: реформа потому и понадобилась, что предыдущая проблему не решила.