ПМЭФ много на себя берет
Круглый стол
Более двадцати лет Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) способствует привлечению инвестиций в регионы. При этом важную роль в реализации заявленных проектов играет не только их стоимость, но и влияние на окружающую среду, а также эффективные меры господдержки. К такому выводу пришли участники бизнес-встречи «Итоги ПМЭФ-2021», соорганизатором которой выступил ИД «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге при поддержке «Открытие Брокер», Российско-Германской внешнеторговой палаты и Санкт-Петербургского представительства Американской торговой палаты в России.
В этом году на ПМЭФ было подписано более 800 соглашений на 3,8 трлн рублей. Лидером в стране стала Ленинградская область, сумма заключенных контрактов которой превысила 1,032 трлн рублей. Львиную долю инвестиций — 868 млрд рублей — обеспечил газохимический комплекс БХК («дочка» «Русгаздобычи»). Еще 132 млрд рублей добавила компания «Еврохим», которая построит завод по производству метанола, метанолопровод и портовый терминал для отгрузки продукции.
Говоря о причинах успеха на форуме, заместитель председателя правительства Ленобласти Дмитрий Ялов сказал, что в 2012 году, после смены руководства региона, власти сделали ставку на создание крупных промышленные предприятий, расположенных рядом с портовой инфраструктурой. «Если ранее строили рядом с источником сырья, то сейчас весь мировой опыт показывает, что переработчики хотят снизить зависимость от поставщиков и поэтому выбирают место рядом с портом. Конечно, у БХК и "Еврохима" именно такие проекты»,— сказал господин Ялов.
Он добавил, что подписанные на ПМЭФ соглашения не остаются только на бумаге: более 80% заявленных на форуме в 2019 году проектов либо уже стартовали, либо находятся в процессе реализации. В качестве подтверждения своих слов он напомнил об универсальном торговом терминале в порту Усть-Луга ГК «Новотранс» с объемом инвестиций около 46 млрд рублей, намывная территория под который уже готова. Также началось строительство зернового терминала в Высоцке ГК «Технотранс» (13 млрд рублей) и комплекса по переработке этансодержащего газа «Газпрома» и «Русгаздобычи» в Усть-Луге за 750 млрд рублей.
Зеленый тренд
Почти треть сессий на ПМЭФ была посвящена энергетике и экологии, отмечает директор филиала «Северо-Запад» Российско-германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко. Главным трендом на ближайшие годы станет экономика замкнутого цикла и декарбонизация, отметил он. По словам генерального директора компании «Сименс Технологии газовых турбин» (СТГТ) Нико Петцольда, хоть энергетическая трансформация и занимала ключевое место во многих панельных дискуссиях, одних разговоров для ее реализации недостаточно: «Нужны конкретные действия. Мы нацелены в дальнейшем расширять производственные мощности и возможности нашей компании как многофункционального энергетического комплекса. Конечная цель — полностью локализовать производство турбин в РФ». Он добавил, что в СТГТ готовы делиться опытом, обучать российских сотрудников и участвовать в проектах с низкоуглеродными технологиями.
Господин Никитенко напомнил, что с 2023 года Евросоюз вводит углеродный налог, который коснется 40% российского экспорта. В денежном выражении ежегодные потери бизнеса могут составить €2–6 млрд. «После того как появились пошлины, вопрос перестал быть праздным и все резко им озаботились. Это была хайповая тема на ПМЭФ. Однако постановление, которое будет регулировать это направление, еще готовится»,— сказал Дмитрий Ялов. Документ должен разъяснить экономические стимулы и критерии по определению «зелености» энергии.
Он добавил, что регион уже делает первые шаги в области снижения углеродного следа и использования возобновляемых источников энергии. На его территории реализуются три проекта в сфере ветроэнергетики на территории Волховского, Ломоносовского, Выборгского и Кингисеппского районов. Общая мощность ветропарков достигнет 300 МВт. Кроме того, на ПМЭФ-2021 госкорпорация «Роснано» заявила о создании в Ленобласти углеродно свободной зоны. Это позволить снизить риски влияния трансграничного углеродного регулирования на российских экспортеров, объясняли в компании.
Добровольно-принудительный туризм
Еще одним глобальным трендом форума были инициативы, направленные внутрь страны, отмечает Владимир Никитенко. В их числе — поддержка индустрии гостеприимства. Так, президент России Владимир Путин в своем выступлении на пленарном заседании ПМЭФ предложил с 2022 года в пилотном режиме освободить от НДС предприятия общественного питания, если их выручка не превышает 2 млрд рублей, а количество сотрудников составляет до 1,5 тыс. человек. Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов вскоре заявил, что если эксперимент с общепитом будет удачным, его можно будет распространить и на туристический бизнес. По его словам, Федеральная налоговая служба уже отобрала 500 компаний, которые в тестовом режиме получат эти льготы.
Генеральный директор компании «Индивидуальный туристический сервис» Виктория Шамликашвили подчеркнула, что информация о первых получателях появилась спустя несколько минут после выступления президента, но непонятно, по какому принципу их выбрали. «"Человекоемкие" отрасли не должны быть плательщиками НДС, являющегося в этих отраслях, по сути, оборотным. IT-компании смогли добиться освобождения от НДС, осталось, чтобы представители сферы услуг сделали это тоже»,— считает она.
В целом сфера гостеприимства Петербурга только начала восстанавливаться и достичь показателей «доковидного» 2019 года у нее получится не раньше 2023 года, полагает госпожа Шамликашвили. В городе создана качественная инфраструктура, но она не востребована полностью. Повышать привлекательность для туристов необходимо не только в Петербурге и в летний сезон, но и во всех регионах Северо-Запада и круглогодично, так как они представляют большой интерес для путешественников, продолжает Виктория Шамликашвили. Пока же между регионами наблюдается существенная разница. Находясь за рулем, это можно почувствовать сразу: если в Псковской дорога как зеркало, то в Ленобласти — стиральная доска, привела пример она. «Поэтому хорошо, что обратились внутрь, но мне бы хотелось дожить в здравом уме и трезвой памяти до момента, когда у нас внутренний туризм будет развиваться не за счет того, что людям закрыли выезд за пределы России, а мы будем проводить отпуск в нашей прекрасной стране в условиях свободного выбора»,— резюмировала госпожа Шамликашвили.
За скобками
Помимо экологической повестки и развития сферы гостеприимства страны, участников ПМЭФ волновал и более прикладной вопрос, связанный с высокой стоимостью билетов по сравнению с предыдущими годами. Цены в этом году выросли почти вдвое: 840 тыс. рублей за стандартный билет и 960 тыс. — за премиальный. Многие полагали, что это связано с санитарно-гигиеническими правилами, но на деле меры оказались «не такими уж и жесткими, чтобы платить за них такие деньги». Главный исполнительный директор «Линде Северсталь» Кристоф Зеехольцер добавил, что не присутствовал на ПМЭФ из-за дороговизны участия. Также участники бизнес-встречи рассказали, как были возмущены тем, что, заплатив 960 тыс. рублей, так и не смогли попасть на пленарное заседание форума.
Те же, кто не смог присутствовать на форуме лично, жаловались на плохое качество онлайн-трансляций. Генеральный директор Keleanz Medical Елена Кириленко поделилась, что испытала на себе «все нюансы технического взаимодействия в удаленном формате»: «Меня подключали минут сорок. Все ждала, потому что ни я, ни меня не видели и не слышали. Потом титаническими усилиями Ленинградской областной торгово-промышленной палаты эти проблемы были решены».
Высокая стоимость билетов на форум могла быть обусловлена сокращением количества присутствующих, полагает Виктория Шамликашвили. Также на цену повлияла и отмена ПМЭФ в 2020 году, дополняет она. Участники дискуссии выразили надежду, что в следующем году участие в ПМЭФ станет дешевле. «К сожалению, с билетами на форум произойдет аналогичная история, как и с ценой на бензин, которая так и не снизилась после падения цен на нефть»,— предположила госпожа Шамликашвили.