АвтоВАЗ подкатит к среднему классу
Новые модели Lada будут дороже 1 млн рублей
АвтоВАЗ, традиционный лидер на рынке бюджетных автомобилей в РФ, намерен в течение пяти лет перевести свои ключевые модели в более дорогой сегмент. На первом этапе стоимость новых моделей Lada будет начинаться от 1 млн руб. в нынешних ценах, далее — от 1,2 млн руб. Это стратегическое решение компании, основанное на планах ее акционера Renault наращивать рентабельность продаж. Однако эксперты сомневаются в эффективности новой ценовой политики, ожидая проблем в случае позиционирования Lada дороже Kia и Hyundai.
В перспективе пяти лет АвтоВАЗ планирует выйти в ценовой сегмент выше 1 млн руб., рассказал его президент и гендиректор по операциям Renault в России и СНГ Николя Мор. В компании уточнили, что это расчеты в нынешних ценах, то есть с учетом инфляции цифра будет выше. Господин Мор отмечает, что компания «нацелена на рост доли рынка в денежном выражении, а не в объемном».
Сейчас у АвтоВАЗа только одна модель базовой стоимостью выше 1 млн руб., уточнил Николя Мор. Это Lada Vesta Sport, цена которой начинается от 1,2 млн руб., также «есть более высокие модификации Vesta SW Cross».
«Когда вы продаете Lada, нужно быть реалистами»,— признал топ-менеджер, отметив, что на первом этапе рассматривается выход в сегмент выше 1 млн руб., далее — выше 1,2 млн руб.
Говоря о рисках отказа клиентов от выбора бренда в случае роста цен, господин Мор отметил: «Безусловно, мы хотели бы, чтобы наши цены начинались с менее 1 млн руб. Не могу точно сказать, сколько это будет (возможно.— “Ъ”) — 700 тыс., 750 тыс. или 800 тыс. руб.». Он напомнил, что сегодня цены стартуют от 570 тыс. руб. за Lada Granta, и, «чтобы сохранить эту доступную цену, мы, возможно, сохраним текущую Granta на более длительный срок производства, как это было с Priora». «Сегодня 570 тыс. руб.— это примерно €6 тыс., и в Европе уже очень давно нет ни одного автомобиля с такой ценой, от €7,5–8 тыс. стартуют»,— пояснил Николя Мор.
Новая ценовая стратегия АвтоВАЗа укладывается в логику новой стратегии Renaulution группы Renault, которая в том числе предполагает, что концерн нацелен на рост рентабельности, а не объемов продаж. Lada при этом должна продолжить предлагать доступные продукты, но, по словам господина Мора, «пробивая "стеклянный потолок" C-сегмента». Николя Мор сообщил, что скоро пройдет большое обновление Lada Vesta.
Новые автомобили Lada на платформе CMF-B альянса Renault-Nissan выйдут на рынок с конца 2022 года по 2026 год. Сейчас CMF-B уже применяется для новых моделей Logan и Sandero другого бюджетного бренда Renault — румынского Dacia.
Согласно плану Renaulution, в конце 2022 года—начале 2023 года АвтоВАЗ представит две модели B-сегмента на новой платформе, еще один такой автомобиль выйдет в 2024 году (новая «Нива»), а в 2025 году будет представлена Lada класса C — кроссовер.
АвтоВАЗ при этом сохранит «особенный дизайн и стиль», отметил Николя Мор. «Могут произойти некоторые изменения в моделях Lada, но она останется отличной от таких брендов, как, например, Dacia и Renault». Планов представления бренда Dacia в России нет, подчеркнул он.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что ценовое позиционирование в разных странах идет с учетом рынка и доходов населения, приводя в пример Toyota Corolla, которая в долларовом выражении в России вдвое дешевле, чем в некоторых других странах. В наиболее бюджетном сегменте автопроизводителям действительно сложнее зарабатывать, потому что себестоимость автомобиля «плюс-минус одинакова», поясняет он, «чем дешевле машина, тем меньше маржа, и можно зарабатывать только на больших объемах».
«По-хорошему, производитель должен иметь разные размерные сегменты, то есть и автомобили сегмента С, чтобы, когда у клиента увеличиваются доходы или он обзаводится семьей, ему было на что пересаживаться в рамках марки»,— полагает господин Удалов.
Однако, предупреждает аналитик, Lada столкнется с трудностями, если будет позиционировать себя дороже Kia и Hyundai (минимальные цены начинаются от 850–900 тыс. руб.).
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает неочевидным решение АвтоВАЗа выходить в сегмент от 1 млн руб. на фоне поляризации авторынка РФ, где спрос растет в основном в двух сегментах — наиболее бюджетном и уже премиальном (подробнее см. “Ъ” от 29 января). Аналитик напоминает о печальном примере модели Ford Focus, которая, будучи в середине 2000-х лидером по продажам в России, затем проиграла конкуренцию из-за увеличения цены.