Тарифы укрепят железом
ОАО РЖД хочет цены на базе промышленной инфляции
На фоне рекордного роста промышленной инфляции ОАО РЖД вновь предложило индексировать тариф на перевозку грузов в привязке к динамике промышленных, а не потребительских цен, поскольку они в большей степени отражают структуру его затрат. Предлагается не прямая замена потребительской инфляции в формуле, а введение более сложного индекса, включающего изменение цен в различных отраслях промышленности. Но эксперты сомневаются, что власти сочтут нужным корректировать текущую прозрачную долгосрочную тарифную формулу.
ОАО РЖД предлагает поменять в формуле долгосрочного тарифа индекс потребительской инфляции (ИПЦ) на комплексный параметр, более точно отражающий структуру изменения цен на потребляемые монополией материалы и услуги, следует из майских материалов монополии (“Ъ” ознакомился с ними). Если сейчас в формуле при определении тарифа на грузовые перевозки учитывается среднеарифметический ИПЦ за четыре года минус 0,1%, то монополия предлагает исходить из рассчитанного за два года параметра под названием «индекс ценового давления» (ИЦД).
Так, при определении цен на материалы (3,4% в затратах) предложено учитывать индекс цен в промышленности (по итогам мая показал рекордный рост на 35,3%, см. “Ъ” от 18 июня) без учета ТЭКа, на топливо (7,7%) — индекс цен производителей нефтепродуктов, на электроэнергию (11,9%) — индекс изменения цен на электроэнергию для всех потребителей, для амортизации (18,3%) — индекс изменения цен на строительство и т. п. ИПЦ сохранится как базовый параметр для расчета изменения расходов на оплату труда (31,5%), социальных отчислений (9%) и т. п.
По оценкам ОАО РЖД, если в 2021 году ИПЦ по итогам года составит 5,2%, то ИЦД — 7,4%, но в последующие годы показатель будет ниже ИПЦ.
Переход на ИЦД, по расчетам монополии, увеличит ее выручку от индексации тарифов в 2021–2024 годах лишь на 43,7 млрд руб. по сравнению с действующей формулой (с учетом обновленного прогноза Минэкономики), но позволит теснее увязать индексацию тарифов и изменение себестоимости перевозок, в том числе цен поставщиков, считают в компании.
Несколько лет назад ОАО РЖД уже предлагало поменять в тарифе потребительскую инфляцию на промышленную (см. “Ъ” от 9 октября 2018 года). Тогда речь шла о прямой замене ИПЦ на индекс цен в промышленности, что давало разницу в индексации в размере 2,87 п. п. на 2019 год, или около 40 млрд руб. Но предложение не приняли.
Тогда идею ОАО РЖД поддержала другая государственная транспортная монополия — «Транснефть». Сейчас там ограничились напоминанием, что компания поддержала позицию правительства по индексации тарифов до 2030 года по формуле «потребительская инфляция минус». В ОАО РЖД от комментариев отказались. В ФАС “Ъ” сообщили, что не получали от ОАО РЖД обращений по вопросу пересмотра формулы, определенной распоряжением правительства.
Текущая попытка отразить промышленную инфляцию в тарифе предпринимается на фоне роста цен на металл и стройматериалы, что чревато удорожанием госпроектов, в том числе развития БАМа и Транссиба (по итогам четырех месяцев удорожание БАМ-2 составило 39,3 млрд руб.). Металлургам были предъявлены претензии, кульминацией которых стало заявление первого вице-премьера Андрея Белоусова РБК в конце мая о том, что участники рынка «нахлобучили» бюджет на 100 млрд руб. и эти средства должны вернуться. Сейчас рассматривается предоставление металлургами скидок государственным стройкам и предприятиям гособоронзаказа (см. “Ъ” от 2 июня).
Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что доходная ставка ОАО РЖД, зависящая от погрузки и других параметров, совсем не коррелирует ни с ИПЦ, ни тем более с индексом цен в промышленности, существенно отставая от обоих показателей.
В этой связи, отмечает он, инвестиционные возможности ОАО РЖД сокращаются, а повышение эффективности не компенсирует диспропорции в доходной ставке и ценах на ресурсы.
Поэтому вопрос, полагает эксперт, политический и зависит от решения правительства: либо повышать тарифы, пересматривая заложенные в их расчет показатели, либо сдерживать инфляцию, жертвуя инвестпрограммой ОАО РЖД, либо увеличивать долги компании, привлекая заемное финансирование.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, главное в долгосрочной тарифной формуле — ее долгосрочность и транспарентность, и всякое изменение и особенно усложнение формулы будут иметь разрушительный эффект. Потребительская инфляция при всей ее оторванности от железнодорожных перевозок, подверженности политической конъюнктуре и наличии в ее расчетах ошибок и искажений со стороны Росстата достаточно прозрачна и тенденции в экономике отражает, полагает эксперт. Он также считает, что у ОАО РЖД достаточно инструментов для реагирования на рост цен промышленной продукции.