Знание продается за деньги
Как заказать и оплатить учебную работу – от курсовой до кандидатской диссертации
По данным исследования Высшей школы экономики, около половины студентов за время обучения в университете списывают, некорректно заимствуют материалы для рефератов, курсовых и дипломных работ без ссылок на источники. Часть из них идет еще дальше и просто заказывает написание научных работ на стороне. Авторы проекта «Промысел заказных учебных работ», выполненного при поддержке фонда социальных исследований «Хамовники», изучили, кто и как помогает студентам писать их работы.
Как устроен заказ
В 1990-е годы студенческие работы на заказ писали исключительно бумажные, часто от руки, а авторы зарабатывали в целом лучше: среди респондентов, например, был чиновник среднего российского муниципалитета, который в конце 1990-х зарабатывал дипломами примерно в десять раз больше, чем на службе. В одном из случаев работа была организована следующим образом: в метро было место встречи, тут передавали написанные работы, платили деньги, давали новые задания и расходились.
Непонятливая
Один из интервьюируемых рассказал историю о девушке, которая готовила дипломную работу. Сначала все шло хорошо, но затем с ее почты научному руководителю стали приходить резкие тексты, а студентка говорила о себе почему-то в мужском роде. Ее спросили о причинах такой перемены, и она призналась, что заказала работу и в какой-то момент перестала понимать все нюансы, поэтому автор с ее почты и писал преподавателю. Защиту отложили.
В середине 2000-х, когда появляется дешевый интернет, начинается бум: контор по изготовлению заказных работ становится очень много, цены падают. С повсеместным введением антиплагиата, примерно с 2013 года, цена и требования к работам возрастают. А начиная с 2018 года отмечается закат рефератного бизнеса в том виде, в котором он появился в нулевые, происходит возврат к условной автономизации исполнителей.
В целом, если попытаться посчитать оборот рынка заказных студенческих работ, оценив количество исполнителей на биржах, средний чек автора и среднее количество работ у него в сезон, то это 5–9 млрд руб. в год.
Как сегодня заказчики находят исполнителей? Одна из форм — агрегаторы. Они, в свою очередь, существуют в двух разновидностях. Первая — биржи, где человек регистрируется, выставляет заказ и делает ставку, дальше исполнитель и заказчик работают напрямую друг с другом, а с общей суммы заказа платится процент бирже. Вторая — серьезные агрегаторы, где есть специальные менеджеры, через которых идет вся коммуникация между клиентом и «писателем».
Но значительная часть исполнителей не работает с агрегаторами. Они либо имеют какие-то контакты с кафедрами, откуда идут заказы, либо ищут заказы самостоятельно: входят в студенческие чаты, запускают рекламу. Основной кормилец — безусловно, репутация. Одна респондентка говорила, что единственный ее продающий текст — это один пост у нее на странице «В контакте». Остальное дает репутация: кому-то написал, этот кто-то кому-то порекомендовал.
Сколько стоит
Стоимость работ очень сильно дифференцирована в зависимости от региона. Курсовая в не самом лучшем региональном вузе стоит примерно от 900 руб., в лучших учебных заведениях цена поднимается до 12–15 тыс. Важный момент: агрегаторы, в штате которых работают менеджеры, оставляют себе до 75% стоимости заказа. Получается, что автору доходит только четверть чека. Дипломная работа в зависимости от вуза стоит от 7 тыс. до 50 тыс. руб. А за магистерскую диссертацию придется заплатить от 12 тыс. до 80 тыс. руб.
Если заказ проходит через агрегатора, то заказчик платит все сразу, а исполнитель получает деньги, когда сделает работу. Как правило, посредник вводит определенный срок — 50–100 дней, когда по разным причинам клиент может вернуть оплату.
Если студент и исполнитель общаются напрямую, то автор старается себя обезопасить и работает либо после 50%, либо после 100% предоплаты. Был случай, когда исполнитель брал 50-процентную предоплату, а когда работа была готова, отправлял заказчику pdf-версию, в которой кодировал текст так, чтобы его нельзя было копировать. Но чаще всего работу просто разбивают на две-три части.
Случается, что студенты не платят. А вот исполнителям кидать студентов невыгодно — как уже говорилось, репутация зарабатывается годами. Исполнитель может сделать не очень качественный текст, например, текст, состоящий из заимствований по оценке «Антиплагиат-вуз». Но есть мошенники, которые представляются авторами работ, берут предоплату и пропадают.
Кто заказчик
Если говорить о заказчиках, то около 80% из них — это студенты вузов, и очники, и заочники. 10–15% — магистранты и по 5% процентов — школьники и аспиранты, которым нужно сделать статью. Первокурсников ощутимо меньше, чем всех остальных. Самый ходовой товар — курсовые работы, реже — дипломные и магистерские; очень редко — какие-то контрольные.
Заочники чаще заказывают оптом на всю группу. Работающие студенты чаще заказывают работу, потому что уже сами работают и готовы решать учебные проблемы деньгами и связями. Кроме того, у них чаще есть деньги для оплаты заказа. Студенты элитных вузов заказывают на порядок меньше, чем учащиеся среднего регионального учебного заведения.
Часть студентов просто не способна написать работу, особенно это касается дипломов. Большая доля заказа вызвана боязнью не справиться с оформлением, опасениями, что работа не пройдет антиплагиат. Выпускные работы заказывают даже отличники — боятся, что сами не сделают достаточно хорошо, чтобы обеспечить получение красного диплома.
Чтобы начать выполнять заказ, автор-скриптор расспрашивает студента. Чаще всего студент имеет методичку, относительно разбирается в теме и обсуждает со скриптором срок, уровень уникальности и размер работы, после чего скриптор работает по методичке. Но в практике опрошенных исполнителей бывало, что скриптору звонил сам преподаватель, и они обсуждали какие-то методические особенности будущей студенческой работы.
Кто автор
Исполнители чаще всего — люди, близкие к академическим кругам, но, как правило, не имеющие степени. Многие скрипторы начинают свой промысел еще в студенчестве. Карьера скриптора чаще всего начинает строиться от первого заказа у себя на родной кафедре, на своем факультете, в период обучения. Типичная ситуация: человек закончил вуз, писал на заказ, потом ушел, где-то поработал и годам к 30–35 вернулся в промысел с бизнес-планом, с рекламой, с идеей выстроить сеть. Примерно четверть исполнителей — люди из науки, со степенями.
Основной мотив такой работы — заработок. Но встречаются скрипторы с инстинктом писательства, с любовью к созданию текстов.
Скриптор — источник знаний
В ходе исследования мы натолкнулись на целый альманах, автор которого идеологизировал сферу заказных студенческих работ и утверждал, что именно скрипторы передают знания. Этот момент, кстати, часто развит у выпускников педагогических вузов, у которых более выражена эмпатия: скриптор видит себя отчасти еще и репетитором, потому что пока он общается с клиентом, он что-то объясняет. В каждом пятом-шестом интервью респондент говорил: «Студенты приходят, ничего не знают, и скриптор их вынужден обучать каким-то базовым вещам, которым их не обучил вуз». Это не прямая мотивация, но, видимо, некоторые люди начинают видеть в этом свою социальную роль.
Был респондент, который защитил диссертацию, но потом просто не пошел преподавать, а сел писать работы на заказ. Этот человек сказал, что по его специальности он может работать только на государство, а ему неприятно работать на государство. Поэтому он стал писать на заказ.
Есть целые династии скрипторов. Например, одна женщина, которая уже четверть века пишет эти работы, подрядила сыновей. Младшего сына она на момент интервью даже не собиралась отдавать в вуз. Она говорила, что не понимает, зачем ему учиться в вузе, если он в четырнадцать лет умеет зарабатывать деньги своей головой. В отдельных случаях семейная история тянется с советских времен, но по наследству передаются не рабочие контакты, а образ мыслей, мировоззрение, из-за которого человек потом оказывался в этой теме.
Среди исполнителей есть и действующие преподаватели. Часть из них принципиально пишет только чужим студентам и жестко преследует попытки своих студентов сдать заказные работы — вплоть до того, что могут порвать курсовую на защите. Часть преподавателей выстраивает схемы заработка через учебные тексты у себя на кафедре. Они могут даже оказывать давление на студента: если тот отказывается от предложенных услуг написать работу, его валят на защите.
У исполнителей с опытом работы накапливаются своеобразные поля знаний: если он, например, социолог или филолог по профилю, то рано или поздно осваивает всю «гуманитарщину» и начинает писать по всем социальным наукам, в том числе по экономике.
У технарей похожая история, но у них специализация выражена более четко. Например, инженер или специалист по строительству пишет только о строительстве. Специализация связана прежде всего с тем, что люди привязаны к вузам и лучше встроены в их структуры.
Написание заказных работ может выступать социальным лифтом: человек какое-то время пишет работы, осваивает нужные ему темы и перепрыгивает в эксперты, оценщики и т. п. Но чаще выходит иначе: скриптор понимает, что перерос дипломы, и ему надо заниматься чем-то другим, но не знает, чем заняться, потому что не видит сфер, где он смог бы зарабатывать сопоставимые деньги сопоставимым образом.
Тут кроется причина профессионального выгорания, которое настигает многих исполнителей. Во-первых, конечно, выгорание обуславливается высокой умственной нагрузкой. Часто после сезона исполнитель вообще ничего не может писать. Во-вторых, и наверное, по значимости это важнее — сам характер работы не очень этичен. Один из респондентов говорил, что пытался организовать контору по написанию заказных работ из своих коллег-преподавателей, но у него не получилось, потому что все, кого он пытался к этому привлечь, быстро уходили как раз-таки из-за того, что это не очень этичная работа.
Скрипторы чаще всего ведут свою деятельность неформально, только 5–10% оформлены как индивидуальные предприниматели — в сфере «другие услуги» или «образовательные услуги». Чаще всего они рекламируют себя так: «Мы поможем вам сделать работу».
Как писать
Можно ли за один-два дня написать качественную курсовую работу? Можно, если под качеством понимать требования методички: грамотное оформление работы, правильные поля, ссылки и сноски. Скриптор может сделать двадцать страниц по-настоящему уникального текста, который пройдет все проверки. Но это трудно, и такая работа как раз ведет к быстрому выгоранию. У грамотного исполнителя в арсенале существует совокупность актуальных финтов, которые позволяют выполнить формальные требования, при этом снизив нагрузку на мозг.
Раньше чаще использовались программные методы и попытки схитрить на тексте. Работал такой метод: бралась одна фраза, размер шрифта уменьшался до 0,1 и буквы делались белыми, то есть невидимыми. Фраза копировалась 500–1000 раз, итоговый текст умещался в небольшой абзац. Какое-то время это проходило через антиплагиат. Были случаи, когда производилась автозамена букв кириллицы на аналогичные им по написанию буквы латиницы.
Существует административная практика обхода антиплагиата — это так называемые циркули. Насколько можно судить, она появилась в кавказских вузах: если человек платит двойной чек от среднего по рынку за дипломную работу, то преподаватель просто берет ранее защищенную работу и исключает ее из базы данных «Антиплагиат-вуз». Соответственно, эта работа уже считается новой, преодолевает антиплагиат и спокойно проходит защиту.
Но чем лучше работал антиплагиат, тем важнее становилась природная уникальность. Выходом из положения для заказчиков и исполнителей стали полноценно уникальные, но по сути антинаучные тексты. В 60–70% случаев оценивается только то, что требует методичка: техническая уникальность, оформление. Один из наших респондентов называл это «заниматься рисованием» — диплом возвращается на доработку 3–5 раз, каждый раз нужно сделать другие поля, иначе оформить ссылки.
Но природная уникальность остается важной, и благодаря этому люди старой школы, которые привыкли полностью писать самостоятельно, были и остаются востребованными. Особенно это важно, когда научный руководитель — проницательный преподаватель и действующий ученый, который ставит высокие требования к содержательному качеству работы. Это касается в основном дипломных работ, где требуется исследовательская часть, новизна и так далее.
Преподаватель может понять, что студент сдает заказную работу, но для этого нужно тщательно вникать в работу и вчитываться в текст, что при общем росте нагрузки на преподавателя возможно лишь в отдельных случаях. Когда преподаватель видит, что работа написана хорошо, что автор разбирается в теме, а студент не может нормально говорить о работе и не знает ее деталей, то преподаватель на этом несоответствии может сделать какие-то выводы, но принять решение о снижении оценки не всегда возможно — не хватит аргументов и доказательств. Замечу, что, как правило, преподаватель, который борется с заказными работами, фрустрирован: у него нет единомышленников. А для скриптора, который привык «заниматься рисованием», такой преподаватель, безусловно, как кость в горле, поскольку о цене договариваются заранее, и исполнитель не может знать, кто научный руководитель заказчика. Трудно обосновать повышение цены, скриптор не может сказать: «Я думал, что можно будет просто фигню написать, но мне придется писать реально хорошую работу, поэтому выкладывай побольше денег».
Централизованной борьбы с заказными работами нет. Проект Ивана Засурского «Научный корреспондент» активно продвигал законопроект, который запрещал бы рекламу заказных работ и одновременно предписывал обязательную публикацию выпускных работ на сайтах вузов. Из этого законопроекта Госдума приняла только часть про запрет рекламы — и отдельные аккаунты и страницы, которые предлагали написание курсовых и дипломов, были заблокированы.