Есть у них еще дома дела
За рубеж совершается 5% деловых поездок
Постепенное возобновление международного авиасообщения пока не привело к значительному росту зарубежных командировок сотрудников российских компаний. Доля забронированных в бизнес-сегменте билетов за границу в первом полугодии оказалась в четыре раза ниже, чем до кризиса. Участники рынка не ждут заметного оживления спроса до снятия ограничений на поездки в Европу. Пока путешествующие по работе россияне выбирают из доступных вариантов, включая Турцию и постсоветские страны.
Доля перелетов за рубеж в структуре спроса бизнес-путешественников в первом полугодии составила 5% в общей структуре бронирований, это более чем в четыре раза меньше значения за аналогичный период 2019 года — 21%. Такие данные приводит «Аэроклуб». По подсчетам компании, число забронированных билетов за рубеж составляет только 12% от объема двухлетней давности. Аналогичную динамику отмечают и другие операторы. По данным OneTwoTrip for Business, поездки за границу по итогам первого полугодия сформировали 2% продаж против 13% двумя годами ранее. Председатель совета директоров «Випсервиса» Дмитрий Горин считает, что доля зарубежных бронирований остается невысокой из-за ограничений на авиасообщение, пересечение границ и политики крупных компаний по ограничению числа поездок сотрудников за рубеж. Внутренний рынок, по его словам, при этом восстанавливается активно.
На 77,5 процента
упал выездной турпоток из России в 2020 году, по данным АТОР
Перечень наиболее востребованных направлений выглядит непривычно: лидером спроса в первом полугодии, по данным «Аэроклуба», стал Казахстан. Число бронирований в эту страну достигло 27% от уровня 2019 года. На втором месте Белоруссия, где спрос восстановился на 22%. Третью строчку занимает Узбекистан, число бронирований достигло 46% от допандемийного уровня. На четвертом месте Турция, на пятом — Италия. Количество проданных билетов относительно уровня двухлетней давности оценивается в 20% и 13% соответственно. В топ-10 также вошли Армения (поток восстановился на 33%), ОАЭ (48%), Украина (30%), Франция (5%) и Индия (22%). В OneTwoTrip for Business говорят, что на долю Турции сейчас приходится 32% от докризисного показателя, на Узбекистан — 11%, Казахстан — 9%, Белоруссию — 8% и на Армению — 6%.
В числе наиболее пострадавших направлений аналитики «Аэроклуба» выделяют Германию, формировавшую до кризиса 12% командировок за рубеж. Бронирование перелетов в страну сократилось за два года на 98%.
Спрос на поездки в США и Великобританию сократился на 96%, в Испанию — на 98%. Предпочтения бизнеса заметно отличаются по отраслям. Так, 82% деловых поездок в Италию формируют компании розничной торговли и luxury-сегмента, а 40% командировок в Узбекистан осуществляют сотрудники финансовых, правовых и консалтинговых структур. В Белоруссию чаще других летают представители IT- и телеком-компаний: на них приходится 30% бронирований. В целом по всем направлениям чаще других по работе путешествуют сотрудники добывающих, обрабатывающих и энергетических компаний: на них приходится 22% проданных билетов.
Управляющий директор «Аэроклуба» Юлия Липатова в ближайшей перспективе ждет роста бронирований билетов для деловых туристов в Турцию, так как ограничения авиасообщения с этой страной сняты. Это направление традиционно востребовано как хаб. Оживление на фоне открытия регулярных перелетов может произойти и в случае США. Но серьезного роста рынка госпожа Липатова ждет лишь после снятия ограничений на поездки в Европу.
Дмитрий Горин предполагает, что оживление в сегменте на фоне открытия границ может произойти осенью.
Руководитель сервиса OneTwoTrip for Business Никита Булгаков отмечает, что многие компании тем не менее не спешат возвращаться к докризисной активности командировок за рубеж. Хотя некоторая позитивная динамика просматривается: в «Авиасейлс для бизнеса» обращают внимание, что в июне количество командировок выросло на 75% относительно мая. Кроме Турции и постсоветских стран компании стали отправлять своих сотрудников в командировки в ЮАР, Бразилию и на Ближний Восток.