Пассивное ущемление
Движение «Голос» пересчитало россиян, лишенных права избираться
Эксперты движения «Голос» изучили практику лишения россиян права быть избранными и пришли к выводу, что сегодня не могут баллотироваться порядка 9 млн человек. Наибольшее количество лишенцев — обладатели второго гражданства или вида на жительство, а также осужденные за кражу или оборот наркотиков. Не допущенных к выборам по «экстремистским» статьям пока меньше, но авторы доклада полагают, что ужесточение законодательства уже вернуло его к раннесоветским образцам. Политолог отмечает, что осужденные и замеченные в противоправной деятельности поражаются в избирательных правах во всех странах.
Сегодня в России проживают не менее 9 млн граждан, лишенных права избираться говорится в аналитическом докладе движения в защиту прав избирателей «Голос». Это порядка 8% от общего числа избирателей. Авторы доклада отмечают, что подсчитать точное число «лишенцев» невозможно, а указанные цифры основаны на информации от госорганов. «В это число не входят те, кто может оказаться лишен пассивного избирательного права после принятия нового закона о запрете баллотироваться лицам, причастным к деятельности организаций, признанных экстремистскими или террористическими, и признания таковыми структур сторонников Алексея Навального. Количество таких лиц предсказать пока невозможно, но речь потенциально идет о десятках, если не сотнях тысяч политически активных граждан из-за очень расширенных формулировок "причастности"»,— говорится в документе.
Напомним, 26 мая Госдума приняла закон, запрещающий избираться на срок от трех до пяти лет гражданам, в отношении которых судом установлена причастность к деятельности экстремистских и террористических организаций (ЭТО). По мнению экспертов «Голоса», реальная цель этих поправок — не защита суверенитета народа как источника власти, а максимальное его ограничение, фильтрация неугодных действующей власти кандидатов. Таким образом, полагают авторы доклада, в 2021 году «российское избирательное законодательство вернулось к ранним советским образцам, когда для упрочения власти большевиков использовалось поражение в правах их политических оппонентов (Конституция РСФСР 1918 года запрещала не только избираться, но и голосовать частным торговцам, служителям церкви, бывшим полицейским и тем, кто использовал наемный труд.— “Ъ”)».
«Голос» считает, что с 2016 года ситуация с правом граждан быть избранными существенно ухудшилась: так, в 2020 году было введено полсотни новых уголовных составов, по которым граждане временно лишаются пассивного избирательного права уже после снятия или погашения судимости.
На данный момент это касается россиян, осужденных по 417 уголовным и двум административным составам, лиц, причастных к деятельности ЭТО, а также имеющих второе гражданство, вид на жительство или иностранные финансовые инструменты и счета в зарубежных банках. По подсчетам «Голоса», в тройку лидеров среди лишенцев входят обладатели иностранного гражданства или вида на жительство (более 6 млн человек), осужденные за кражу (только за предыдущее десятилетие осуждены более 1,1 млн человек) и осужденные по «народной» ч. 2 ст. 228 УК (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических веществ без цели сбыта) — более 300 тыс. человек с 2010 по 2020 год.
По данным «Голоса», по «экстремистским» статьям УК за десять лет были осуждены 3363 человека, а по аналогичным административным составам (производство или распространение экстремистских материалов, пропаганда либо публичное демонстрирование экстремистской символики) только за 2020 год — 4096 человек. Эксперты также напоминают о неоднократном нарушении правил участия в митингах, которое может обернуться уголовной ответственностью по «дадинской» ст. 212.1 УК, что тоже ведет к временному лишению пассивного избирательного права. По ней, в частности, уже лишена возможности избираться бывший московский муниципальный депутат Юлия Галямина.
Авторы приводят примеры активных политиков, лишенных пассивного избирательного права, и тех, кто потенциально может его лишиться в ближайшей перспективе. В число первых наряду с госпожой Галяминой вошли левый активист Николай Платошкин (19 мая 2021 года признан виновным в склонении к массовым беспорядкам и публичном распространении заведомо ложной информации), ряд сторонников Алексея Навального на местах и несколько региональных политиков — например, вологодский экс-депутат Евгений Доможиров, осужденный за публичное демонстрирование нацистской символики (он пририсовал на фото нацистские фуражки местным губернатору и мэру).
В «желтую зону» (люди, имеющие высокий риск лишиться пассивного избирательного права) «Голос» включил почти сотню политиков, включая муниципальных депутатов Москвы Сергея Цукасова и Константина Янкаускаса, депутатов Мосгордумы Евгения Ступина, Екатерину Енгалычеву и Сергея Митрохина.
В той же зоне находятся соратница господина Навального Любовь Соболь, экс-лидер незарегистрированной Либертарианской партии Михаил Светов, экс-депутаты Госдумы Владимир Рыжков и Дмитрий Гудков, бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, депутаты Николай Бондаренко (Саратовская область), Лев Шлосберг (Псковская область) и Максим Резник (Санкт-Петербург), политолог Валерий Соловей, бывший исполнительный директор распущенной «Открытой России» Андрей Пивоваров.
Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц пояснил “Ъ”, что в таких масштабах проблема лишения пассивного избирательного права в современной России изучена впервые, а к выборам 2021 года этот процесс достиг апогея. «Правозащитным докладом мы хотим привлечь внимание к опасности выбранного пути, когда без достаточных к тому оснований миллионы наших сограждан не допускают до выборов,— отметил он.— Доклад будет направлен уполномоченному по правам человека и в Центризбирком. Надеюсь, что он будет востребован и в новой Думе, которая вправе отменить эти неконституционные барьеры».
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин обращает внимание на то, что осужденные и замеченные в противоправной деятельности во всех странах поражаются в избирательных правах, а нормы российского законодательства не имеют каких-то экзотических статей по сравнению с другими демократическими странами. Кроме того, «эпизод про сильных политических активистов» выглядит очень сомнительным, так как, даже когда они могли участвовать в выборах, их электоральные успехи были более чем скромные, напоминает эксперт: «Достаточно вспомнить результат "Парнаса" на выборах в Госдуму 2016 года (0,73% голосов.— “Ъ”). Все удачи относятся в основном к муниципальному уровню и носят эпизодический характер». В целом же постковидная реальность усилила тенденции на защиту суверенитета, добавляет господин Костин: «Охранительский тренд приходит на смену мультикультурализму и глобализму».