Самокаты детям не игрушки
Власти Казани вводят запреты и штрафы для пользователей мобильного электротранспорта
Власти Казани добились введения правил по управлению электросамокатами в городе в отсутствие их регулирования ПДД. Мэрия заключила специальные соглашения с кикшеринговыми сервисами, которые обязывают компании ограничивать скорость устройств до 25 км/ч, а в прогулочных зонах — до 10–15 км/ч. Электросамокаты нельзя давать в аренду детям до 16 лет. Чиновники установили зоны, где пользоваться самокатами запрещено, в том числе на территории Казанского кремля. Также сокращено число парковок, где можно оставить самокат. Кикшеринговые сервисы заявляют, что правила «могут понизить транспортную доступность» отдельных районов для их пользователей, однако в целом считают правила «прогрессивными».
Мэрия Казани разработала порядок деятельности компаний, которые предоставляют услуги шеринга самокатов на территории города. Об этом на совещании сообщил заместитель главы местного исполкома Ильдар Шакиров. По его словам, 16 июня город утвердил «принципы и требования к размещению парковок электросамокатов». Соответствующее постановление пока не опубликовано на сайте мэрии. Также 17 июня чиновники заключили соглашения с кикшеринговыми компаниями «о взаимодействии сторон».
«Это тот случай, когда нужно принимать компромиссное решение. Одни жители голосуют за электросамокаты, другие — против них. На сегодняшний день для многих это не просто развлечение, есть люди, которые используют их как транспортное средство»,— заявил мэр Казани Ильсур Метшин.
Он отметил, что при разработке правил чиновники изучили опыт Москвы, а также городов Европы. «Нужны правила, которые упорядочивают это движение, а не разобьют о фонарный столб такое начинание»,— сказал глава города.
По словам Ильдара Шакирова, шеринговые сервисы в Казани уже стали работать по новым правилам. Так, соглашение предусматривает, что максимальная скорость арендуемых электросамокатов в Казани может достигать 25 км/ч, а в 60 зонах установлены ограничения до 15 км/ч либо 10 км/ч. При этом появились участки, где «введен полный запрет движения на электросамокатах» — это территория Казанского кремля, парки «Кырлай» и «Урам», промзона на улице Аделя Кутуя и другие. В городе ликвидировано 16 участков, где стоянка самокатов не соответствует ПДД и правилам благоустройства.
По словам заместителя главы исполкома, компании будут накладывать штраф на пользователей за неправильную парковку самокатов. Он составит 500 руб. Чиновник уточнил, что уже в июне было выписано 488 штрафов (в мае было 200 списаний). Также 21 аккаунт был заблокирован за злостное нарушение правил.
Чиновники Казани дополнительно определили, что кататься на арендованных самокатах не должны дети до 16 лет, а также нетрезвые пользователи.
«Для исключения нарушения правил операторами разрабатываются индексы качества вождения пользователя — резкое торможение, хаотичное движение, способ пересечения проезжей части по пешеходному переходу»,— сообщил господин Шакиров. Он добавил, что власти Казани продолжат «в ежедневном режиме регулирование этих процессов в диалоге с самими операторами», пока не будут приняты федеральные нормативные акты, регулирующие использование самокатов.
Ранее о необходимости «проработать вопрос обеспечения безопасности при использовании электросамокатов» заявлял президент Татарстана Рустам Минниханов. Он выражал беспокойство «участившимися случаями травм при езде на самокатах, в особенности — детей». Сообщалось, что за май в травмпункты Казани после падения с электросамокатов с травмами различной степени тяжести обратились 915 человек. С начала 2021 года в Татарстане зарегистрировано шесть ДТП с участием электросамокатов, четыре из них — в Казани. В происшествиях один человек погиб, шестеро ранены, в том числе четверо детей в возрасте от 11 до 15 лет.
При этом в Татарстане уже сложилась практика, когда пользователей электросамокатов наказывают как водителей транспортных средств. Известны как минимум два случая, когда жителей лишили водительских прав за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин направил письмо в адрес Минтранса РФ, где предложил приравнять электросамокаты мощностью 250 Вт и максимальной скоростью более 20 км/ч к мопедам, для управления которыми необходимы права. А вот пользователи роликовых коньков, обычных самокатов и скейтбордов должны оставаться пешеходами. Поправки в правила ПДД, которые бы регулировали работу средств индивидуальной мобильности (СИМ) до сих пор не приняты.
«Соглашение (с властями Казани.— „Ъ“) учитывает то, что самокаты являются транспортом прежде всего, и его цель — безопасность этого транспорта плюс договоренности о реагировании на инциденты, которые не массово, но все-таки происходят»,— прокомментировал новые правила основатель сервиса Whoosh Дмитрий Чуйко. В пресс-службе компании на запрос „Ъ“ ответили, что «закрытые территории для движения, конечно, могут понизить транспортную доступность в некоторых районах, как и сокращение числа парковок». По данным компании, исполком Казани также «будет рекомендовать список разрешенных для организации парковок улиц». Также город и сервисы договорились о том, что в местах проведения массовых мероприятий парковки временно будут убираться. В Whoosh отметили, что и до принятия правил ограничивали свои устройства до 25 км/ч, а во всех парках скорость снижалась до 15 км/ч. Травмы у пользователей случаются менее чем в 0,01% поездок.
В пресс-службе сервиса Urent „Ъ“ заявили, что руководство Казани «представило очень прогрессивные правила для сервисов кикшеринга», что свидетельствует о том, что «Казань присоединилась к мировому тренду». В компании уточнили, что «медленные» зоны со скоростью 10–15 км/ч вводятся сейчас во всех городах присутствия сервиса (в том числе такие зоны были установлены в Москве). В Urent добавили, что «совместно с руководством Казани и другими игроками разрабатываем этические правила поведения самокатчика на дороге — например, что нельзя ездить на одном самокате вдвоем, сигналить пешеходу на тротуаре в спину и т.д.».