Аферист поймал ковидную волну
В Москве на дому наладили массовое производство сертификатов о вакцинации
Как стало известно “Ъ”, в Бабушкинском райсуде Москвы рассматривается одно из первых уголовных дел о массовой подделке сертификатов о вакцинации от COVID-19. Десятки тысяч документов у себя дома напечатал и распространил по всему столичному региону 30-летний выходец из Мордовии Александр Мунтян, считавший, что он наконец «поймал волну».
Преступление раскрыли сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК) УВД по Северо-Восточному округу Москвы, обратившие внимание на сайт, который предлагал различные справки от врачей для получения водительских прав, лицензий на оружие, посещение бассейна и проч. Однако заинтересовали оперативников не эти справки, а сертификаты о вакцинации от COVID-19, также указанные на сайте.
В рамках оперативного эксперимента «Проверочная закупка» сотрудники ОЭБиПК набрали указанный на ресурсе городской телефонный номер, но он оказался отключен. Зато сработал второй — мобильный. Поднявшему трубку мужчине один из оперативников рассказал, что ему срочно нужен прививочный сертификат, так как хозяин компании обещает уволить невакцинированных. За 5 тыс. руб. документ ему обещали доставить уже через три часа.
Сертификат привез курьер, которого после получения денег задержали, обнаружив у него с десяток аналогичных документов. Однако, как выяснилось, о происхождении самих сертификатов он практически ничего не знал — просто получил их у станции метро «Тульская» от водителя «Яндекс.Доставки». Водитель же смог только описать дом и человека, у которого он на улице получил конверт.
Чтобы установить, что отправителем являлся Александр Мунтян, использовавший к тому же телефон и сайт, зарегистрированные на чужие имена, понадобилось три дня.
Исчезновение курьера, кстати, не сильно его насторожило: организатор аферы все это время думал, что тот решил его просто кинуть.
По данным дознания, которое расследовало уголовное дело по ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков), Александр Мунтян выпускал сертификаты с осени прошлого года до марта этого. Причем делал это в свободное от основной работы — бригадира небольшой строительной компании — время. Вначале, установили участники расследования, он скачал из интернета бланк сертификата, из которого с помощью фотошопа удалил указанные там персональные данные. Затем на одном из каналов Telegram заказал штамп первой попавшейся горбольницы, где проводилась вакцинация, и печать работавшего в ней врача-терапевта. В Telegram же нашел и первых трех курьеров, одного из которых назначил старшим над другими. Именно через него была организована отправка заказанных справок и сертификатов, а деньги Александру Мунтяну скидывали на карту Сбербанка. Как оказалось, она тоже была выписана на чужие документы и приобретена в интернете. При этом настройки программ как в Telegram, так и в компьютере злоумышленника позволяли через короткое время практически без следа уничтожать его контакты. Оперативники полагают, что таким образом он пытался обезопасить себя.
Распечатывая на принтере бланки, которые ничем не отличались от оригинала, Александр Мунтян, как установили полицейские, сам вписывал в них данные на якобы вакцинированных граждан, ставил штампы и печати, расписывался за врачей и курьерами отправлял документы заказчикам. Если имена врачей и названия поликлиник были реальными, то все остальное злоумышленник придумывал буквально на ходу — с базами данных эти сведения не совпадали.
Редким исключением стал день, когда полиция проводила оперативный эксперимент: заказов было так много, что аферист был вынужден использовать для доставки человека со стороны, который и стал затем одним из свидетелей обвинения.
Отметим, что для оптовиков, а таких было немало, Александр Мунтян делал скидки — тогда цена падала с 5 тыс. до 3–4 тыс. руб. При этом круг клиентов был весьма разнообразным: это были, например, няни, которым родители детей угрожали увольнением в случае, если они быстро не привьются; граждане, уезжавшие на работу или в отпуск за границу, и проч.
Сам Александр Мунтян в начале расследования признавал вину, отмечая, что давно занимался бизнесом со справками, а на сертификатах, что называется, «поймал волну». Несмотря на то что уголовное дело рассматривается в Бабушкинском райсуде не в особом, а обычном порядке, он вместе с защитниками рассчитывает, что как человек, впервые оказавшийся на скамье подсудимых и обвиняемый в нетяжком преступлении, может отделаться судебным штрафом, который не подразумевает, что у человека даже была судимость.
По данным столичной полиции, за последнее время было возбуждено около трех десятков подобных уголовных дел (о том, как организована торговля сертификатами в рунете, см. “Ъ” от 7 июня). Во всех этих случаях изготовители фальшивых сертификатов были установлены и привлечены к уголовной ответственности. Однако в силу особенностей законодательства в большинстве случаев их действия были квалифицированы по ч. 1 ст. 327 УК (до двух лет заключения) и лишь в одном — как более тяжкое мошенничество (ст. 159 УК).