Особенности национального мозгокрутства
Никита Королев о безрадостных перспективах научных исследований в России
Не то чтобы очень часто, но в работе журналиста бывают ситуации, когда ньюсмейкер, подтверждавший информацию, после выхода статьи внезапно отказывается от своих слов. Но вот чтобы за ночь внезапно из планов правительства исчезла целая федеральная программа — случай почти уникальный. Тем не менее, похоже, именно такие неожиданные последствия повлекла заметка “Ъ” о возможности выделения 54 млрд руб. господдержки на технологии нейроинтерфейсов (см. “Ъ” от 22 июня) в рамках программы «Мозг: здоровье, интеллект, инновации».
Накануне ничто не предвещало. На запрос в Минобрнауки дали развернутый ответ с полным подтверждением и массой деталей: «В проекте федеральной программы "Мозг: здоровье, интеллект, инновации" выделены три направления: фундаментальные исследования мозга, биомедицинские исследования, нейротехнологическое направление. Программа рассчитана на девять лет, будут разработаны модели и архитектуры когнитивных вычислительных систем, способных к самоорганизованному обучению, к адаптивному изменению собственной архитектуры на основе поставленной цели. Будут также предложены автономные обучающие системы для распознавания комплексных образов для формирования цели, ситуации, прогнозирования развития ситуации принятия решений».
Еще утром 22 июня мои собеседники в правительстве, отмечая «несколько провокационный характер» материала, признавали, что он может привлечь внимание к проблемам финансирования фундаментальных исследований. Но к обеду ситуация резко изменилась. Коллеги стали перепечатывать материал с заголовками «Чипизация казалась фантастикой, а оказалась на пороге», «Дальше будут киборги», «Путин разрешил вставлять чипы в мозги россиян». Таким образом, разрабатываемую во всем мире идею нейроинтерфейсов испорченный телефон за пару часов превратил в банальную пугалку для людей, далеких от науки.
Видимо, информационная волна вызвала крайнее недовольство руководящих чинов. «У нас тут вакцинация идет, а вы пишете про чипирование»,— жаловался один из моих источников.
Самое забавное в том, что, хотя нейроинтерфейсы не имеют прямого отношения к чипированию, даже в самом Минобрнауки стали называть технологию именно так. В результате ближе к обеду министерство разослало сообщение, что «разработка федеральной программы по чипированию мозга не ведется, в конце 2020 года ее признали нецелесообразной». В ответ на мое искреннее недоумение (и лежащий в электронном ящике черным по белому написанный официальный комментарий от 21 июня) в Минобрнауки лишь попросили не держать зла. Вот так элементарное передергивание смыло господдержку целого пласта российской науки и медицины. Остается лишь надеяться, что по завершении вакцинации к нему еще потихоньку вернутся.