Киллер и жена — одна сатана
Сальма Хайек, Сэмюэль Л. Джексон и Райан Рейнольдс в комедийном боевике
В прокат вышел комедийный боевик Патрика Хьюза «Телохранитель жены киллера» — сиквел фильма «Телохранитель киллера». Юлия Шагельман считает, что продолжение вполне оправдывает ожидания, если подразумевать под ними повторение первой картины, но с удвоенным количеством бестолковых экшен-сцен и дубовых шуток.
Трудно поверить, но «Телохранитель киллера», вышедший на экраны в 2017 году, сначала должен был стать серьезной драмой. По счастью, авторы вовремя одумались и поняли, что дуэт главных звезд фильма, скорее, привлечет любителей повеселиться. Комедия получилась довольно непритязательной, но бюджет свой отбила, а в международном прокате даже заработала, лишний раз доказав, что Сэмюэль Л. Джексон вполне может удержать зрительское внимание в течение двух часов, просто произнося «мазафака», а Райан Рейнольдс — видимо, одним своим присутствием на экране. Продюсеры решили, что их хватит еще на 90 минут, а чтобы как-то разнообразить действие, можно расширить роль Сальмы Хайек от трехминутного эпизода до целой картины.
Бывший телохранитель Майкл Брайс (Рейнольдс) начинает сиквел на кушетке психоаналитика. Он так и не вернул свою профессиональную лицензию, а воспоминания о знакомстве с киллером Дариусом Кинкейдом (Джексон), которого ему довелось охранять в первой части, отравляют его сны и подрывают самооценку. В качестве терапии доктор рекомендует отправиться в отпуск, например, на Капри («Но ведь капри — это штаны»,— восклицает удивленный Брайс, однако закатывать глаза рано: на фоне следующих шуток эта еще покажется перлом остроумия). Брайс действительно отправляется в Италию, но не успевает он устроиться на лежаке, как вокруг начинают греметь выстрелы и разлетаться мозги. Это пожаловала Соня Кинкейд (Хайек), которая в своей неповторимой скандальной манере просит Майкла помочь освободить ее мужа, захваченного какими-то бандитами. Позже выяснится, что произошло недопонимание, но будет уже поздно: несвятая троица оказывается втянута в геополитические интриги — и теперь от них зависит спасение всей Европы.
Если в первом фильме в качестве антагониста выступал низложенный диктатор Белоруссии, в русском дубляже превратившейся почему-то в Боснию, то в сиквеле роль международного злодея досталась греческому миллионеру по имени Аристотель Попадопулос. Он настолько недоволен санкциями против его страны, введенными Евросоюзом, что готов ввергнуть последний в хаос, хотя совершенно неясно, чем это поможет Греции, которую постигнет та же незавидная участь, что и остальные государства. Преступный план Аристотеля включает заражение компьютерным вирусом главного европейского узла связи, который предварительно надо просверлить гигантским алмазным сверлом — впрочем, бог с ним, это даже не самый абсурдный сценарный ход, который встречался в этом году, спасибо девятому «Форсажу».
Нехорошего грека играет Антонио Бандерас, с одной стороны, доводя до абсурда голливудский принцип «все эти иностранцы на одно лицо», а с другой — обеспечивая картине единственный умеренно забавный эпизод, когда выясняется, что его персонажа и Соню Кинкейд связывает общее прошлое. Во флешбэках Сальма Хайек даже загримирована под саму себя четвертьвековой давности, какой она была в фильме «Отчаянный». Бандераса, увы, под десперадо уже не загримируешь, но парик с длинным хвостом ему все же соорудили.
Если не считать этого не слишком элегантного оммажа (персонажи шутят и о том, что история отношений Сони и Аристотеля похожа на сюжет фильма «За бортом», помещая одну киноманскую аллюзию внутрь другой, как в матрешку), юмор в картине редко поднимается выше пояса, при этом благодаря дубляжу пошлость шуток, как обычно, возрастает. Неисчерпаемой темой для острот становятся фертильные проблемы Сони и Дариуса, а также иностранные акценты. Когда американский агент Интерпола (Фрэнк Грилло) сообщает своей шотландской коллеге, что ее имя звучит похоже на Сифилис, хочется в очередной раз проверить, давно ли авторы сценария (к Тому О’Коннору, сочинившему первый фильм, тут прибавились дебютанты Брэндон и Филлип Мерфи) окончили пятый класс, когда подобная игра слов, особенно посреди скучного урока, еще могла иметь успех.
Что до второй составляющей жанра «комедийный боевик», то она явно интересовала создателей фильма меньше, чем возможность в очередной раз пошутить про «тесную киску» Сони. Экшена в картине довольно много, но чередование перестрелок, погонь, драк и взрывов, в отличие от первой картины, выглядит совершенно механистическим и не слишком изобретательным. А когда оно заканчивается, приходится снова наблюдать за несмешными препирательствами трех главных героев и только надеяться, что новых родственников для возможных продолжений у киллера и его жены все-таки не появится.