Лучше меньше, да лучше
Управленческий аппарат Ульяновской области будет сокращать расходы на свое содержание
Врио губернатора Ульяновской области Алексей Русских принял решение о сокращении расходов на содержание управленческого аппарата региона. На необходимость этого шага обратил внимание министр финансов РФ Антон Силуанов, предложивший региону пойти на оптимизацию расходов для получения финансовой помощи федерального центра в целях снижения долговой нагрузки. Правительство планирует сократить часть АНО, которые ранее создавались для перевода чиновников из госорганов, а также оптимизировать часть госучреждений. По мнению экспертов, повышать эффективность аппарата управления необходимо, но прежде чем ликвидировать что-то, нужно сначала просчитать все плюсы и минусы, чтобы не получить обратного эффекта.
В понедельник на заседании штаба по развитию региона врио губернатора Ульяновской области Алексей Русских сообщил, что накануне он встречался с министром финансов РФ Антоном Силуановым в целях «поиска подходов к ликвидации дефицита бюджета». «Нам обещана поддержка, но с нашей стороны также ждут встречное движение. Вопервых, мы должны обеспечить поступление в бюджет дополнительных доходов, здесь должно поработать все правительство, и, может, эта новость кому-то неприятна, но с этим придется работать,— нам настоятельно рекомендовано сократить управленческий аппарат, сократить администрацию. Потому что на фоне других регионов с такой же численностью населения наш аппарат раздут чуть ли не в два раза, в том числе и расходы на него»,— сказал господин Русских, поручив председателю правительства Александру Смекалину подготовить предложения.
Открытых данных по соотношению численности органов управления к численности региона в сравнении с другими регионами нет. По данным «РИА Аналитика», в 2010 году Ульяновская область по соотношению численности работников государственных и муниципальных органов власти к численности населения (119 чиновников на 10 тыс. человек постоянного населения) находилась в середине списка регионов, на 52 позиции. По данным Ульяновскстата (2019 год), численность государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Ульяновской области составляла 1247 человек со среднемесячной заработной платой 51,5 тыс. руб., расход на их зарплату в 2019 году составил 770,4 млн руб.
Необходимо отметить, что ранее правительство региона, сокращая численность госслужащих, выводило ряд подразделений из состава облправительства в организации с иной организационно-правовой формой (фонды, АНО). Так, к примеру, вместо ряда департаментов минэкономики создано АНО «Центр стратегических исследований» (ЦСИ), на его содержание выделяется 45 млн руб. По данным регионального правительства, всего насчитывается 21 организация подобного рода (АНО и фонды с функциями госуправления), на их содержание (зарплата и соцотчисления) уходит 303 млн руб. в год. Расходы на содержание госаппарата, включая избирком и ЗСО (зарплата и страховые взносы 30% ФОТ), — 1,2 млрд руб.
И.о. первого заместителя председателя регионального правительства Марина Алексеева, участвовавшая во встрече с Антоном Силуановым, подтвердила „Ъ“, что «действительно в Ульяновской области объемы на содержание управленческого аппарата на определенные суммы выше, чем у сопоставимых территорий», хотя Ульяновская область укладывается в норматив, установленный Минфином РФ, по соотношению расходов на государственный аппарат к уровню собственных доходов региона — 2,5% при нормативе в 3,6%. «Но в связи с тем, что мы обратились в федеральный центр за финансовой помощью, центр говорит, что вправе лишить нас определенной самостоятельности в расходах и ставить ряд условий. Мы приняли эти условия, чтобы получить финансовую помощь, и согласились, что есть резервы по сокращению затрат на содержание околоправительственных структур, в частности — АНО»,— пояснила Марина Алексеева, отметив, что уже в текущих изменениях бюджета-2021 предусмотрено сокращение расходов на содержание ряда АНО (в целом, на 10%), «у которых есть возможность получения внебюджетных средств». По ее словам, тренд на сокращения финансирования АНО «будет сохранен на ближайшие три года». Кроме того, Алексей Русских поставил задачу по изменению структуры и оптимизации численности органов госвласти, «где каждый отдельный орган содержит отдельные управленческий аппарат, службу обеспечения, бухгалтерию». Предполагается, что будет «специальная проработка всего функционала и исключения дублирования функций с оптимизацией численности и в госорганах, и в казенных учреждениях, и в „аношках“». Часть АНО будет совсем закрыта, «только в блоке развития планируется упразднить до трех АНО». План первоочередных действий по оптимизации структуры управления должен быть подготовлен в течение недели. Исполнение его запланировано в течение трех предстоящих лет. Какой будет помощь федерального центра, пока неизвестно, однако вице-премьер отметила, что независимо от решения Минфина РФ работа по повышению эффективности управленческого аппарата будет продолжена. Перспективная задача на три года — снижение госдолга и уход от дефицита бюджета. На сегодня, как уже сообщал „Ъ“, госдолг региона вырос за год более чем на 30% и составляет 33,7 млрд руб.— 71,3% от уровня собственных доходов.
Доктор экономических наук, завкафедрой госуправления УлГУ, эксперт Общественной палаты Ульяновской области Анатолий Лапин считает, что повышать эффективность управленческого аппарата необходимо, «но надо сначала все просчитать и прогнозировать все плюсы и минусы, издержки». По его словам, общее количество всех чиновников — и федеральных, и региональных, и муниципальных — составляет около 15 тыс. человек. «Это всего 2,5% от численности занятого (600 тыс.) населения региона, в то время как регионах США доля чиновников находится в диапазоне 15–20% от численности занятого населения. Рискую показаться несовременным, но считаю, что надо не то чтоб сокращать, а может, даже увеличивать. У нас и так многих структур уже не стало, по состоянию на 1 апреля 2021 года, в регионе сокращено около 30 учреждений. Надо детально прорабатывать, не приведет ли ликвидация какого-то органа к новым потерям»,— заметил эксперт. По его мнению, те же госорганы недостаточно эффективно занимаются доходной частью бюджета, хотя резервы ее повышения за счет вывода из тени немалой части экономики есть.