Тбилиси и Киев договорились дружить против Москвы
Владимир Зеленский предложил Грузии стать частью «Крымской платформы»
В ходе официального визита президента Грузии Саломе Зурабишвили на Украину в среду главы двух государств выступили с рядом резких заявлений по дальнейшей координации действий по сдерживанию «российской агрессии». «Фактор Саакашвили», долгое время отравлявший отношения между двумя странами, окончательно перестал быть помехой для развития сотрудничества между Тбилиси и Киевом. Правда, сам экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, похоже, с этим не согласен.
Во время совместной пресс-конференции глав двух государств действующий президент Грузии, карьерный французский дипломат, высказывалась гораздо резче президента Украины Владимира Зеленского. «Призываю Россию взять пример с Грузии, отказавшейся от применения силы, и, в свою очередь, отказаться от любого применения силы»,— заявила президент Зурабишвили. Судя по всему, она имела в виду, что Грузия не будет применять силу против Абхазии и Южной Осетии, а Россия обязана отказаться от «агрессии» против Украины.
По мнению Саломе Зурабишвили, Москва обязана также отказаться от «любых провокаций» и согласиться на деоккупацию территорий Грузии и Украины.
«Оккупация — наша общая боль и вызов»,— напомнила госпожа Зурабишвили, предложив украинскому руководству «выработать совместную стратегию по деоккупации».
«Надо же понять в конце концов, что нет иного пути, кроме стабилизации и деэскалации»,— отметила глава грузинского государства, явно давая понять: Грузия и Украина это давно поняли, и осталось убедить в этом РФ. При этом она призналась, что отлично понимает Украину, которая «оказалась в тяжелой ситуации из-за оккупации Крыма и военной дестабилизации в восточных регионах».
В свою очередь, ВладимирЗеленский, поприветствовав «грузинских друзей в дружественной Украине», предложил «дать новый импульс диалогу между Тбилиси и Киевом» на основе «общности целей по вступлению в НАТО и ЕС», а также «видения дальнейшего развития восточного партнерства ЕС и системы общей безопасности в Черноморском регионе». Господин Зеленский призвал грузинских коллег принять участие в работе так называемой «Крымской платформы», созданной, по его словам, «для защиты прав крымчан и с целью деоккупации Крыма».
Пообещав Грузии развитие сотрудничества в области туризма, президент Украины дипломатично высказался о необходимости «возвращения на родину украинцев, находящихся в тюрьме» на территории Грузии, имея в виду трех украинцев, арестованных в прошлом году грузинской пограничной полицией по обвинению в незаконном пересечении границы во время плавания на катере в грузинских территориальных водах.
Этот инцидент напрямую связан с Михаилом Саакашвили, поскольку один из арестованных — его бывший телохранитель.
Экс-президент Грузии неоднократно призывал украинское руководство «поставить во главу угла отношений» с Тбилиси судьбу этих трех украинцев. И даже намекал, что Киев мог бы ультимативно потребовать их освобождения, пригрозив в противном случае экономическими санкциями.
А после недавнего визита премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля в Грузию господин Саакашвили написал на своей странице в социальной сети, что тот «хорошо проводит время со ставленниками грузинского олигарха, крупнейшего частного акционера ''Газпрома'' Бидзины Иванишвили», но «дегустируя там вкусную грузинскую кухню», он «ни словом не обмолвился о трех украинцах, захваченных грузинскими властями».
Экс-президент Грузии посетовал на то, что, когда премьер-министр Украины «наворачивал хинкали», местный судья «в очередной раз продлил им срок задержания».
Впрочем, судя по всему, заявления Михаила Саакашвили, занимающего пост главы исполнительного комитета Национального совета реформ Украины, уже мало влияют на грузино-украинские отношения. Хотя назначение бывшего президента на этот пост год тому назад привело к отзыву грузинского посла из Киева «для консультаций».
Но в апреле этого года посол Теймураз Шарашенидзе вернулся на Украину, а премьер-министр Денис Шмыгаль, будучи в Тбилиси, заявил местным журналистам, что Михаил Саакашвили «не влияет на внешнюю политику Украины». Тем самым стороны решили не обращать внимания на «фактор Саакашвили» в двусторонних отношениях. Однако, как заявил “Ъ” аналитик ресурса Nation.ge Давид Авалишвили, «с учетом политического влияния Саакашвили в Грузии, а также его востребованности на украинских и грузинских телеканалах Миша сделает все, чтобы сорвать ''медовый месяц'' властям двух стран».