«Правовой статус NFT-токенов не определен»
Екатерина Портман, директор Deloitte Legal в СНГ
О правовых пробелах и рисках на рынке цифровых прав на объекты искусства “Ъ” рассказала директор Deloitte Legal в СНГ Екатерина Портман.
— Каков правовой статус NFT-токена? Есть ли разница, приобретен токен на российской арт-платформе или на зарубежной?
— С точки зрения правовой природы NFT-токены сопоставимы с категорией цифровых прав. На сегодняшний день отдельные NFT-токены, выпущенные на российских цифровых платформах, могут квалифицироваться в качестве цифровых прав. Но NFT-токены, выпущенные на зарубежных платформах, автоматически выводятся из-под регулирования норм российского законодательства, и в случае спорных ситуаций в отсутствие иных доказательств их владельцам будет затруднительно защитить права на соответствующие объекты.
— Чем отличается цифровое право от авторского?
— Цифровые права — наиболее близкая категория к NFT-токену. Но в экспертном сообществе обсуждается подход, что цифровые права отличаются от других прав только способом их фиксации. Разделяя данный подход, можно говорить о том, что категории «цифровые права» и «авторские права» несопоставимы, а выпуск и передача NFT обеспечивают исключительно техническую фиксацию перехода права.
— Как доказать право собственности на купленное NFT-произведение?
— Информация о владельце NFT-произведения открыто хранится на блокчейн-платформах, и доказать права на такое произведение покупатель может путем предъявления своего электронного кошелька, синхронизированного с выбранной блокчейн-платформой, в который NFT-токен попадет по итогам сделки. Однако покупатель токена приобретает на него только цифровое право собственности, получает право владеть реестровой записью в распределенном (децентрализованном) реестре. В отношении же авторского права к покупателю перейдут только те права, которые прямо указаны в договоре с правообладателем.
К сожалению, пока правовой статус NFT-токенов не определен и нет ясности, что же будет являться доказательством собственности как токена, так и соответствующего объекта. Особенности доказывания прав на купленное NFT-произведение во многом предопределяются невозможностью выпустить и приобрести NFT-произведение вне арт-платформ, обеспечивающих необходимую для этого инфраструктуру.
Поскольку вопросы передачи права чаще всего регулируются соглашениями между арт-платформой либо правообладателем и приобретателем, эти документы могут служить доказательствами принадлежности прав на токенизированный объект.
— Может ли пользователь выпустить токен не на свою работу? Как это может регулироваться?
— Поскольку выпустить NFT-токен на произведение может любое лицо, у которого имеется к нему доступ, возможна ситуация, при которой беститульный токенизатор (человек, не имеющий права на произведение) недобросовестно использует и коммерциализирует чужие произведения.
Механизмы регулирования, позволяющие ограничить такие случаи, должны быть сосредоточены на арт-платформах, которые допускают генерацию токенизированных NFT-произведений. В числе таких мер — требования по обязательной идентификации и верификации пользователей, внедрение дополнительных инструментов проверки подлинности токенизированного контента и доказательств прав на него. Безусловно, уже сейчас отдельные платформы для создания NFT требуют верификацию пользователей и проверку чистоты NFT-контента, что немного снимает остроту вопроса.