Госконтрактам не хватает гибкости
Минстрой предлагает смягчить условия их пересмотра
Минстрой предлагает смягчить условия, при которых подрядчики могут претендовать на корректировку госконтракта из-за удорожания строительных материалов, путем снижения минимальной цены контракта, допускающей подобные изменения, со 100 млн до 15 млн руб. В Минфине возможность такого заметного смягчения критерия назвали обсуждаемой. Участники строительного рынка, приветствуя идею Минстроя, говорят о необходимости и дальнейших мер — вплоть до отказа от фиксированной цены госконтракта.
Минстрой продолжает искать способы разрешить пересмотр условий большего числа госконтрактов по строительству капитальных объектов. Как сообщила вчера директор департамента ценообразования и градостроительного зонирования ведомства Ирина Тютьмина, министерство разработало проект изменений в постановление правительства №1186, которое закрепило минимальную сумму контракта, при которой его условия могут быть пересмотрены из-за удорожания стройматериалов. Сейчас она установлена на уровне 100 млн руб., Минстрой предлагает снизить ее до 15 млн руб.
Необходимость в пересмотре условий контрактов обсуждается в правительстве из-за удорожания стройматериалов — сейчас подрядчики несут убытки, которые на 2021 год оценены в 42 млрд руб. только из-за роста цен на металл.
Минстрой ранее предлагал закрепить в законе о контрактной системе (44-ФЗ) возможность изменений условий контракта из-за роста цен хотя бы на одну позицию, если это приводит к удорожанию стоимости строительства более чем на 5% и к невозможности его исполнения (см. “Ъ” от 23 марта). Ту идею не поддержал Минфин, сославшись на то, что 44-ФЗ и так позволяет изменять цены контрактов. В итоге Минстрой, Минфин и Федеральная антимонопольная служба выпустили совместное разъяснение: корректировка допускается, если цена контракта превышает 100 млн руб., его срок — 12 месяцев, а изменение условий не приведет к увеличению этих параметров более чем на 30% (см. “Ъ” от 11 июня).
Но, как сообщал НОСТРОЙ, 90% «расторгованных» за год контрактов под эти критерии не подпадают. После же снижения стоимости контракта до 15 млн руб., по оценкам Минстроя, под это подпадут 70–80% контрактов на всех уровнях. Кроме того, Минстрой предлагает закрепить механизм изменения сметы контракта при удорожании ценообразующих ресурсов, если это приводит к удорожанию контракта более чем на 5%.
Как отмечает президент НОСТРОЙ Антон Глушков, расширение критериев в отрасли поддерживают, но при сохранении минимального срока действия «много контрактов останутся за бортом».
Поэтому НОСТРОЙ настаивает на включении в 44-ФЗ нормы о возможности изменения цены контракта в случае удорожания материалов в качестве самостоятельного основания. Председатель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов называет инициативы Минстроя «давно ожидаемым событием». Президент ГК «Основа» Александр Ручьев также отмечает, что это повысит эффективность работы по госконтрактам и позволит подрядчикам активнее браться за них. В дальнейшем, считает он, можно рассмотреть и другие варианты — например, переход на применение формулы контракта без фиксированной стоимости, что даст подрядчикам возможность быстрее адаптироваться к текущей ситуации.
Замглавы Минфина Алексей Лавров призвал «не делать резких движений» по части законодательства: «Письмом ведомства уже разъяснили позицию». Однако, добавил он, если рубеж в 100 млн руб. представляется завышенным, то можно рассмотреть возможность его временного снижения — «вопрос, до какого уровня». При этом чиновник напомнил о нехватке средств у заказчиков — вопрос, готовы ли они такое удорожание компенсировать или же рассматривают его как коммерческий риск.