Белоруссия попала под аккуратные санкции
Запрет импорта и транзита не коснулся ключевых товаров
Впервые введенные ЕС секторальные санкции против Белоруссии, несмотря на пугающую для Минска направленность, пока оказались довольно мягкими. Хотя Брюссель запретил импорт и транзит через ЕС некоторых видов белорусских нефтепродуктов и удобрений, ограничения не коснулись ключевых товаров — дизтоплива, бензина и применяемого для удобрения хлоркалия. Тем не менее ужесточение этих санкций может заставить Белоруссию изменить логистику своего экспорта на порты РФ.
ЕС ввел секторальные санкции против основных экспортных отраслей Белоруссии, запретив импорт или транзит из Белоруссии некоторых видов нефтепродуктов и калийных удобрений. Санкции не коснутся контрактов, вступивших в силу до 25 июня 2021 года. Согласно документу, опубликованному в официальном журнале ЕС, запрещено прямо или косвенно предоставлять техническую помощь, брокерские услуги, финансирование, а также страхование и перестрахование, связанные с запретами. Меры связаны с задержанием белорусского оппозиционера Романа Протасевича, ради которого в Минске был принудительно посажен самолет авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс.
Несмотря на грозный вид, реальный размер санкций оказался значительно меньше, чем опасались наблюдатели. Так, из белорусских нефтепродуктов под запрет попали только поставки битума, нефтяных газов и парафинов, тогда как ключевые товары — бензин и дизтопливо — пока санкций избежали. Аналогичным образом рестрикции введены только в отношении технического калия с содержанием K2O менее 40% и более 62% (применяется в химическом секторе и металлургии).
Основной экспортный товар — калий с содержанием 40–60% K2O — под санкции не попал. Источники “Ъ” были удивлены такой избирательностью.
Они напоминают, что нефтепродукты наравне с калием являются наиболее приоритетным товаром для пополнения бюджета Белоруссии, в то время как отказ от них не стал бы проблемой для Европы. Так, напоминает Дмитрий Маринченко из Fitch, на импорт белорусских нефтепродуктов приходится всего 0,5% от общего потребления ЕС. А для Белоруссии невозможность экспорта нефтепродуктов была бы большой потерей. В 2020 году экспорт топлива из Белоруссии составил $2,75 млрд, притом что поставки упали почти на 50% из-за проблем с получением нефти из РФ. А национальный производитель «Беларуськалий», по данным Белстата, в 2020 году заработал на поставках за рубеж около $2,4 млрд. Сейчас компания экспортирует до 11 млн тонн в основном через порт Клайпеды (Литва). При этом, как поясняет Андрей Лобазов из «Атона», рынок Европы не является ключевым для Белоруссии: в 2020 году поставки туда составили всего $200 млн.
В трейдере «Беларуськалия», Белорусской калийной компании (БКК), заявляли, что запрет ЕС на поставки удобрений из Белоруссии приведет к дефициту хлоркалия в мире (на «Беларуськалий» приходится около 20% глобального рынка) и росту мировых цен на продовольствие. В компании 24 июня не стали комментировать ситуацию, пояснив, что пока идет ознакомление с опубликованным ЕС документом.
Тем не менее санкции ЕС в случае их ужесточения могут создать серьезные проблемы Белоруссии с точки зрения логистики экспорта, поскольку тогда единственным вариантом станут порты РФ на Балтике. Возможность переориентации белорусских объемов из Литвы в Россию обсуждается давно, но до этого такие переговоры были скорее рычагом давления на Клайпеду для снижения стоимости перевалки. При этом государственные «Железные дороги Литвы» могут потерять до €100 млн в год, или треть своих доходов, в случае прекращения транзита белорусских товаров, сообщил представитель компании Мантас Дубаускас.
Сейчас никаких конкретных договоренностей по переориентации поставок удобрений из Прибалтики в Россию нет, говорят источники “Ъ”, знакомые с ситуацией.
По их словам, БКК обсуждала такую возможность с владельцами всех крупных российских терминалов: «Ультрамаром» (терминал в Усть-Луге), «Уралкалием» («Балтийский терминал») и «Еврохимом». Источники “Ъ” уверяют, что российские компании были согласны переваливать белорусские удобрения, совокупный объем свободных мощностей — 2 млн тонн. Но Минск отказался от такого варианта партнерства с конкурентами. Также, говорит один из собеседников “Ъ”, БКК вела переговоры с администрацией Ленинградской области о строительстве собственных мощностей для экспорта. При этом, говорит один из собеседников “Ъ”, чтобы поставки через Россию были рентабельными, Минску нужно получить скидку примерно в 50% от ОАО РЖД. По мнению источников “Ъ”, такое вполне возможно: монополия с 2017 года давала подобную скидку на перевозку нефтепродуктов из Белоруссии.