Tesla будут привлекать льготой
В Удмуртии хотят обнулить транспортный налог для электрокаров
На днях вице-премьер правительства Удмуртии Константин Сунцов заявил о планирующемся обнулении транспортного налога для владельцев электромобилей. Таким образом правительство хочет стимулировать увеличение количества электрокаров в республике. Способствовать этому, по мнению господина Сунцова, должно и запланированное «Лукойлом» оснащение АЗС компании электрозаправками. Все это должно повысить привлекательность региона для проекта Илона Маска по строительству завода электромобилей. Эксперты считают вопросы стоимости электрокаров, доступности и стоимости электрозаправки более важными факторами для выбора потребителей, чем вопрос транспортного налога.
В республике на сегодня восемь электрозаправок и порядка 100 электромобилей, об этом первый вице-премьер правительства Удмуртии Константин Сунцов сообщил на состоявшемся пресс–завтраке. Это количество он считает явно недостаточным и стимул к увеличению видит в отмене транспортного налога, которую правительство региона намерено осуществить до конца текущего года.
«Да, количество безусловно маленькое, но мы думаем о том, что при стимулировании налогом и появлении инфраструктуры, количество электротранспорта будет становиться все больше. И мы надеемся, что Илон Маск нам ответит»,— сказал вице–премьер.
Речь идет о высказывании миллиардера-изобретателя о возможности построить завод по производству электромобилей в России и встречном предложении главы Удмуртии Александра Бречалова в Twitter разместить этот объект в Удмуртии. Тогда он отметил, что у Ижевска есть преимущество — опыт запуска производства автомобилей и то, что сейчас здесь делают Lada Vesta.
Власти Удмуртии стараются найти и другие аргументы. Например, перспективу появления инфраструктуры обслуживания электрокаров. Под этим Константин Сунцов имеет в виду планы «Лукойла» оснастить все свои АЗС в республике электрозаправками.
«На сегодня в Удмуртии уже есть восемь электрозаправок. У того же "Лукойла" в регионе 60 АЗС, и в течение пяти лет все заправки компании должны быть с доступом к электрическим зарядкам»,— сообщил первый вице–премьер.
В компании «Лукойл–Уралнефтепродукт» не отрицают возможности оснащения своих АЗС электрозаправками, но не подтверждают, что это должно произойти в течение пяти лет. Подробностей “Ъ-Удмуртия” в компании не рассказали.
По данным агентства «Автостат», на 1 января 2021 года в Удмуртии было зарегистрировано 22 электромобиля: 20 Nissan Leaf, один Mitsubishi i-MiEV и один Audi e-tron. По итогам пяти месяцев 2021 года жители республики купили еще два новых электрокара (Audi e-tron и Porsche Taycan) и 17 подержанных (16 – Nissan Leaf, один – Hyundai Ioniq). Учитывая такие низкие показатели, лучше говорить не о том, что способствует интересу к электромобилям, а о факторах, мешающих их дальнейшему распространению, считает Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы агентства «Автостат». В первую очередь, это высокая цена электромобилей, особенно новых. К примеру, те же Audi e-tron и Porsche Taycan стоят более 6 млн руб. По сути, новые электрокары — это пока премиум-класс.
«Согласитесь, что найдется крайне мало россиян, готовых выложить несколько млн руб., чтобы ездить на электромобиле. Многим из них на обычный автомобиль не хватает…Поэтому, несмотря на то что покупки электромобилей в России растут, их объемы остаются на очень низком уровне – если сравнивать со странами Европы или США»,— говорит эксперт.
Какие-то льготы (отмена налогов или ввозных пошлин, бесплатные парковки в центре города) могут дать кратковременный эффект, но не будут способствовать массовому переходу покупателей от обычных машин к электрокарам, уверен господин Тимерханов. С развитием инфраструктуры тоже могут возникнуть проблемы, особенно между городами и населенными пунктами, зачастую находящимися на больших расстояниях друг от друга.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, считает электромобили интересным и перспективным транспортом, который в будущем завоюет свою нишу и займет долю на российском авторынке, но произойдет это на горизонте 5-10 лет. «Отечественные потребители пока не привыкли к подобной технике, не понимают ее преимуществ и опасаются, что такими автомобилями можно будет пользоваться на ограниченной территории. В первую очередь, это связано с небольшим числом заправочных станций, которые предоставляют услугу — восемь АЗС для региона, это довольно мало»,—подчеркивает господин Сигал.
Второй немаловажный фактор, по мнению эксперта, это высокая стоимость самого электромобиля и невозможность быстро получить для него новые запчасти и провести срочный ремонт в случае необходимости, так как мастеров, специализирующихся на такой технике, не так много.«Намерение правительства Удмуртии до конца года решить вопрос с обнулением транспортного налога для владельцев электромобилей может послужить стимулом для приобретения новых автомобилей, но все-таки выбор потребителей будет больше зависеть от доступности заправочных станций и стоимости заправки, нежели от налога»,— уверен эксперт.