Президента президент приглашает в кабинет
Лоран Ле Бон возглавит Центр Помпиду
Президент Франции Эмманюэль Макрон принял решение назначить Лорана Ле Бона, 52-летнего политолога и историка искусств, директора Музея Пикассо в Париже, президентом Центра Помпиду, включающего помимо Национального музея современного искусства библиотеку BPI и институт музыкальных исследований IRCAM. Он станет первым за последние два десятилетия профессиональным культработником, которому доверят руководство одним из главных и самых известных в мире сообществ музеев и музейных сетей. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Имя Лорана Ле Бона в эти месяцы у всех на устах. Он едва не возглавил Лувр (кстати, в первый раз он мог сменить Жан-Люка Мартинеза еще в 2018 году), и лишь в последний момент ему предпочли директрису музея Орсе Лоранс де Кар (см. “Ъ” от 27 мая). Теперь в президентской культурной номенклатуре очередь дошла и до него. «Это выбор необыкновенного человека с выдающимся прошлым, широко признанного во Франции и во всем мире, который великолепно руководил Центром Помпиду в Меце и Музеем Пикассо»,— говорится в коммюнике Елисейского дворца. Официально приказ о его назначении должен быть подписан на заседании Совета министров 30 июня, а с 19 июля он приступит к своим обязанностям.
52-летний Лоран Ле Бон и вправду известен во Франции и в мире — и даже с лучшей стороны. Он не чужой Центру Помпиду, где он проработал первые десять лет своей карьеры. Он не раз вызывал восхищение и скандалы — особенно когда пригласил выставляться в Версале сначала Джеффа Кунса, а потом и Такаси Мураками. Сделанные им выставки запомнились, а итог его руководства двумя не последними в стране музеями считается очень успешным.
В 2004 году он возглавил филиал Центра Помпиду в Меце, который считали мертворожденным провинциальным проектом, и превратил его благодаря серии замечательных экспозиций в центр притяжения, куда съезжался «весь Париж». Переброшенный в 2014 году в Музей Пикассо, который хромал после многолетнего ремонта и все никак не мог открыться, Лоран Ле Бон проявил достаточно воли и решительности, чтобы вернуть его в число лучших музеев французской столицы.
Так что выбор необычен скорее тем, что в один из главных музеев Франции назначен именно музейщик, а не политик, как это было с его предшественниками — и Аленом Себаном, и Сержем Лавинем, которые до прихода в Помпиду были чиновниками в правительстве.
Серж Лавинь, бывший генеральный секретарь кабинета министров, руководил Центром Помпиду с 2015 года. Его работой были довольны, что позволило ему не только пробыть отведенные регламентом первые пять лет, но быть вновь назначенным на максимальные три года. Так что и у господина Ле Бона впереди от пяти до восьми лет продуктивной работы.
Правда, первые четыре года ему предстоит провести на стройке — в 2023 году Центр Помпиду закроется на ремонт до 2027 года, когда знаменитый музей обновленным отпразднует свое пятидесятилетие. Лоран Ле Бон делает вид, что этим не испуган, и даже планирует превратить саму стройку в открытую культурную площадку, а сокровища музея отправить по миру, благо у Помпиду есть не только Мец, но и филиалы в Шанхае, Малаге, Брюсселе, а в скором времени и в американском Нью-Джерси.
Понятно, что это станет редкой возможностью для президента вести работу именно в сторону своих представлений о том, какой музей в итоге должен получить Париж. С момента своего создания музей изменился, фонды многократно выросли, а «технологии культуры» радикально поменялись.
Впереди и назначение главной фигуры его администрации — директора Национального музея современного искусства, с которым во многом ассоциируется работа Центра Помпиду. Занимавший этот пост Бернар Блистен уходит вместе с Сержем Лавинем. Кто его заменит и не повлияет ли на выбор профессиональная ревность нового президента, привыкшего лично работать над шумными выставками, мы узнаем в ближайшее время.