Instagram добирает аудиторию
Удастся ли соцсети опередить TikTok по популярности
Instagram разрешил российским пользователям добавлять музыку в stories. Кроме того, в России стал доступен сервис Reels. Он позволяет создавать короткие видео, обрабатывать и редактировать их, а потом выкладывать в профиле. Так в Instagram надеются конкурировать с TikTok. Удастся ли соцсети опередить китайских конкурентов по популярности? Разбиралась Анастасия Парфенова.
Нынешний год начался для Instagram с поражения на российском рынке. Еще в 2019-м американская соцсеть с отрывом опережала TikTok по времени использования россиянами в неделю. А по итогам 2020-го уже китайская платформа оказалась далеко впереди конкурентов, заняв в России первое место по этому показателю. Эксперты говорят, что длительность пользования — определяющий фактор для рекламодателей при выборе подходящей площадки.
Instagram давно стал сдавать позиции, считает блогер Лилия Абрамова. Но, по ее мнению, обновление должно помочь платформе отыграть их: «Треки в stories более приятно выглядят. Можно молчать, ничего не говорить, но когда играет на фоне музыка, контент оживает. Это очень важно, когда есть такое дополнение, оно бесплатное и делается сразу для меня. На мой взгляд Instagram начинает немножко погибать, поэтому решил таким образом привлечь к себе внимание».
Помимо возможности добавлять музыку в stories, российские пользователи получили доступ к сервису Reels. С его помощью можно создавать видео длиной до 30 сек, накладывать на них эффекты и музыку, а затем публиковать в своем профиле. По сути, это аналог TikTok. Функцией уже пользуются в США и некоторых других странах. И там считают, что Reels уступает китайскому конкуренту сразу по нескольким параметрам — например, в сервисе от Instagram, по их мнению, беднее аудиобиблиотека и база эффектов. Но есть у него и преимущества, считает блогер Даниэль Хоменок:
«Instagram себя позиционирует больше как письменный блог, чего нет в TikTok. Можно более подробно расписать какие-либо действия, связанные с той же кулинарией, в китайской соцсети все более наглядно.
Если мы находимся в какой-то компании, организации или в каком-то людном месте, мы не всегда можем включить звук, чтобы что-то прослушать.
Соответственно, TikTok, если нет на видео никакого добавленного текста, доигрывает и отсеивает контент. Проще открыть Instagram, если есть такое же фото, и прочитать описание под постом».
В Instagram рассчитывают, что сервис Reels позволит увеличить время, которое пользователи проводят в социальной сети. И, по данным американских аналитиков, им пока удается достигать цели в тех странах, где платформа доступна давно: около четверти аудитории стали использовать приложение Instagram несколько раз в день. Но при этом 40% уверены, что Reels хуже TikTok. И американской площадке вряд ли удастся выиграть борьбу с конкурентами, считает руководитель «Лаборатории Комьюнити» Владислав Титов:
«TikTok стал очень сильно притягивать к себе аудиторию — не детей, а людей в возрасте 25-30+. Те, кто повзрослее, чаще смотрят, листают, читают, комментируют в TikTok. Это значит, что в это время Instagram теряет показы, рекламодателей, прибыль.
Побороть TikTok невозможно, потому что молодежная аудитория уже вся там.
Они никогда не уйдут в Instagram, поэтому здесь разговоры именно о попытке американской соцсети уменьшить отток своей аудитории, дав им сходный функционал. От части это удастся».
Впрочем, и без преимущества над конкурентами, по расчетам компании Jefferies, к 2022 году Instagram сможет зарабатывать до $2,5 млрд в год только на рекламе в сервисе Reels. Основатель агентства WildJam Ярослав Андреев не удивлен таким прогнозом. По его мнению, формат проекта идеален для рекламодателей:
«Это 100% перспективная площадка. По нашим ощущениям рекламодатель любит все новое, любит видеоконтент и часть рекламодателей не приходят в TikTok, так как привыкли брать что-то в Instagram. Для них будет вполне логичным просто расширить свои опции в рамках допфункций Instagram, чем пытаться переходить в TikTok. Не забывайте, что есть большое количество людей, которые живут в американской соцсети, и для них это вполне логичное развитие их контента в рамках одной площадки».
Зачем Facebook собирается разрабатывать детский Instagram
Компания Facebook, которой принадлежит Instagram, уже пыталась создать конкурента TikTok. В 2018-м для южноамериканских пользователей запустили проект Lasso — он был практически идентичен китайской платформе. Но его свернули уже через два года — им пользовалось всего 80 тыс. владельцев устройств на базе Android. Популярность же Reels пока только растет.