Следствие не поверило в отцовство гражданина КНР
Суд решит вопрос о мере пресечения фигуранту дела о торговле детьми
Пресненский суд Москвы продлил до понедельника срок задержания гражданина Китая Лю Цзюня, пытавшегося вывезти на родину своего ребенка, рожденного от суррогатной матери в России. Однако в столичном управлении Следственного комитета России его заподозрили в «торговле людьми, совершенной в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии». Следствие попыталось в суде добиться ареста задержанного. Но адвокатам удалось убедить председательствующую отложить вопрос об избрании меры пресечения на 72 часа, чтобы они смогли представить дополнительные данные, которые, по мнению защиты, подтвердят непричастность Лю Цзюня к преступлению и отсутствие у него намерения препятствовать российскому правосудию.
По данным Пресненского суда Москвы, гражданин Китайской Народной Республики Лю Цзюнь был задержан правоохранительными органами 25 июня в гостинице «Ханой», где он проживал вместе со своим малолетним сыном и собирался отправиться на родину. Как ранее сообщал его адвокат Михаил Бакланов, этот ребенок был одним из пяти рожденных от суррогатных матерей, найденных правоохранителями в частном детдоме в июне 2020 года на Аргуновской улице в Москве. Тогда Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по факту «торговли людьми», в рамках которого было задержано и арестовано несколько медработников, принимавших роды у суррогатных матерей, а также гражданка Китая, ухаживавшая за новорожденными в частном детдоме.
По этому делу Лю Цзюнь, как и прочие родители, поначалу проходил в качестве свидетеля, давая показания следователям столичного управления СКР. А когда в России началось распространение коронавирусной инфекции, он вернулся на родину.
Но в начале 2021 года Лю Цзюнь вновь приехал в Россию, где, по словам адвоката Бакланова, подал в Бабушкинский суд иск с требованием вернуть ему сына, рожденного от суррогатной матери.
При этом Лю Цзюнь, по словам адвоката, представил суду все необходимые документы, подтверждающие его отцовство.
В результате Бабушкинский суд в начале июня удовлетворил требование гражданина Китая. После чего распоряжением управления социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа Москвы (отдел социальной защиты района Алексеевский) малолетний Лю Чэньчэн был передан его отцу Лю Цзюню (формально в распоряжении говорилось о передаче ребенка не только отцу, но и его супруге Чэнь Цзинпинь). Получив ребенка, обрадованный отец решил, что все проблемы позади. Но это оказалось не так.
25 июня Лю Цзюня задержали и препроводили в Пресненский суд Москвы, куда следователь управления СКР по Северо-Восточному административному округу Москвы подал ходатайство о его аресте. В обоснование своей позиции представитель СКР указал, что Лю Цзюнь может скрыться, продолжить занятие преступной деятельностью, то есть пытаться вывезти ребенка в Китай, либо иным способом помешать в расследовании уголовного дела.
В свою очередь, адвокаты задержанного Михаил Бакланов и Владимир Писаренко возражали против удовлетворения ходатайства. Они попросили суд дать им дополнительное время для представления на следующем заседании документов, которые опровергают предположения следствия и свидетельствуют в пользу непричастности их клиента к противоправной деятельности. Суд согласился удовлетворить просьбу защиты и отложил рассмотрение вопроса об избрании Лю Цзюню меры пресечения до понедельника.
Комментируя данную ситуацию, адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы граждан Китая не только в Москве, но и в Красноярске, где правоохранители также завели дело о «незаконной торговле людьми», отметил, что в Пресненском суде защите подозреваемого необходимо доказать, что их подзащитный имеет место проживания в столице. «Именно отсутствие такового является основанием для ареста гражданина другой страны,— пояснил “Ъ” господин Трунов.— Однако нанять жилье в Москве за столь короткий промежуток времени будет сложно, если у Лю Цзюня в Москве нет родственников, готовых за него заплатить».
При этом господин Трунов выразил удивление тем, что Лю Цзюнь вообще попал под следствие.
«Мне известно, что уже несколько отцов из Китая смогли не только вернуть себе своих детей, но и уехать с ними на родину,— заметил Игорь Трунов.— Поэтому непонятно, что послужило основанием для задержания Лю Цзюня, который, действуя в рамках закона, добился в Бабушкинском суде Москвы признания прав на собственного ребенка».
«Мы ведем аналогичное дело в Красноярске, где, как и в Москве, было задержано около 20 детей, рожденных россиянками от суррогатных отцов из Китая,— сообщил “Ъ” господин Трунов.— И там все отцы также проходят по делу свидетелями. Причем следователь нам прямо сказала, что если мужчины представят документы о генетическом родстве с новорожденными, то смогут их забрать. Поэтому нам не совсем понятна позиция столичного следствия, задержавшего Лю Цзюня, у которого были не только подобные документы, но и решение Бабушкинского суда». В связи с этим адвокат выразил озабоченность тем, что в «СКР могли поменять позицию по делу». По словам Игоря Трунова, он уже подал в красноярские суды от имени двадцати китайских семей иски о возврате детей отцам. «Но если родителей будут задерживать после положительного решения вопроса о выдаче им на руки собственных детей, то вряд ли кто-то захочет приезжать в Россию, где такого отца могут запросто арестовать»,— заключил он.
Напомним, что уголовное дело по ч. 2 ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми, совершенная в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии) было возбуждено 23 июня 2020 года. Тогда в квартире №238 в доме 12 по Аргуновской улице сотрудниками правоохранительных органов было обнаружено пять младенцев, рожденных суррогатными матерями с использованием биоматериала граждан Китая. В рамках данного дела было задержано несколько человек. Аналогичные задержания прошли в подмосковном Одинцово и Красноярске, где также было обнаружено несколько десятков детей, рожденных от суррогатных матерей.