Компании не складываются в «пакет Яровой»
Против новых требований по хранению данных выступила АПКИТ
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) раскритиковала законопроект, который распространяет требование «пакета Яровой» по трехлетнему хранению трафика на внутренние сети связи крупных компаний. Речь может идти о сотнях терабайтов данных. Если инициатива будет принята, компаниям придется увеличить затраты на закупку систем хранения данных (СХД). В то же время, отмечают эксперты, может серьезно вырасти спрос на отечественное оборудование.
“Ъ” ознакомился с письмом АПКИТ, которое было направлено 24 июня главе комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Александру Хинштейну. В документе критикуются поправки к закону «О связи», внесенные в Госдуму правительством 19 апреля и планируемые к рассмотрению осенью. В комитете “Ъ” сообщили, что пока «не имели возможности ознакомиться с письмом».
Поправки распространяют требования «пакета Яровой» по трехлетнему хранению трафика голосовой информации, сообщений, фото, видео и других данных на технологические сети связи, владельцы которых имеют номер автономной системы (система IP-сетей и маршрутизаторов, управляемых одним или несколькими операторами).
Речь идет о внутренних сетях связи крупных компаний, которые используют их для хозяйственной деятельности: управления производством, логистикой, распределенными устройствами. Это могут быть банки, транспортные, промышленные и энергетические предприятия, говорит гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Владельцами крупнейших в России технологических сетей связи, по его словам, выступают «Газпром», ОАО РЖД, АЛРОСА, ГМК «Норильский никель», ЛУКОЙЛ и так далее. В компаниях на запросы “Ъ” не ответили.
Принятие законопроекта повлечет значительные дополнительные затраты многих IT-компаний, компаний цифровой экономики и реального сектора, занимающихся цифровой трансформацией, следует из письма АПКИТ.
Причем, в отличие от реальной практики поэтапного введения в действия «закона Яровой», для нового требования в проекте устанавливается 90-дневный срок вступления в силу, отмечает ассоциация.
По словам исполнительного директора АПКИТ Николая Комлева, оценить убытки, которые понесут компании, обладающие технологическими сетями связи, пока сложно. «Обязательство хранить внутренние метаданные заставит их приобретать существенный объем оборудования. И только на первоначальном этапе это сотни терабайтов»,— говорит он. Операторы связи оценивали затраты на исполнение «закона Яровой» в десятки миллиардов рублей: так, в 2019 году в МТС говорили о 50 млрд руб. на пять лет, в «МегаФоне» чуть ранее — о 40 млрд руб. на тот же срок.
Впервые о планах правительства распространить действие «пакета Яровой» на технологические сети связи стало известно в июне 2020 года. Минцифры совместно с МВД, ФСБ и Минэкономики разработало законопроект и опубликовало его для общественного обсуждения. Инициативу тогда раскритиковал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), посчитав, что ее «реализация приведет к рискам нарушения технологических процессов предприятий, снижению уровня безопасности этих процессов». Еще одной проблемой, по мнению РСПП, станет определение емкости сети. Именно от нее зависит размер хранимого трафика: например, провайдеры, владеющие лицензией на передачу данных, за исключением голоса, с 1 июля 2018 года должны хранить 0,35 Пбайт на 1 Гбит/с емкости.
Подведение технологических сетей связи под действие «пакета Яровой» — долгий и дорогостоящий процесс, согласен гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Возможно, отмечает он, что эта идея в первую очередь призвана стимулировать спрос на российские СХД. Если говорить о технологических сетях, то речь скорее может идти о наращивании спроса не на российские СХД, а на отечественное телекоммуникационное оборудование, например коммутаторы, добавляет исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. «Традиционно техсети — это единственный сегмент, где российские производители телеком-оборудования активно присутствуют и конкурируют с зарубежными производителями, чего нельзя сказать о сетях общего пользования»,— отмечает он. По его мнению, такая инициатива поможет им еще более укрепиться на рынке.