Помощь нуждающимся квалифицировали как финансирование ИГ
Дагестанку будут судить за сбор денег для боевиков в Сирии
Как стало известно “Ъ”, Южный окружной военный суд в особом порядке рассмотрит уголовное дело Раяны Казиахметовой (имя изменено). В 2015 году она пыталась выехать в Сирию в группе с Варварой Карауловой, однако была задержана турецкими пограничниками и депортирована на родину. В 2017 году она выехала в Египет, где, по данным следствия, активно занималась финансированием боевиков запрещенного в РФ террористического «Исламского государства» (ИГ), действовавших в Сирии. В конце 2020 года Раяна была депортирована вместе с семьей из Египта по запросу российских властей. “Ъ” она объяснила отправку денег боевикам тем, что «просто помогала мусульманам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
О своей жизни «до ислама» Раяна рассказывает мало: выросла в Махачкале, отец — пенсионер МВД, мать — домохозяйка. «У меня нормальные родители, работящие, и я тоже всегда работала, помогала маме пирожки продавать, семечки продавала, потом в магазине работала»,— рассказала она “Ъ”. О школе воспоминания у нее тоже короткие: любила математику, литературу, не дружила с одноклассницами. В будущем планировала поступить на юрфак, даже «видела себя в форме». Но сразу после школы вышла замуж, а через три года «из-за бытовых проблем» вернулась к родителям.
К исламу молодая женщина, по ее словам, обратилась в 2015 году. Тогда же начала «вести религиозный образ жизни и носить хиджаб» вопреки позиции родителей, которые вели «светский образ жизни». Знания об исламе она черпала в основном из социальных сетей. В одной из них она познакомилась с боевиком, находящимся в Сирии, «приняла идеологию этой организации» и согласилась стать его женой.
В мае 2015 года вместе с ребенком Раяна вылетела в Стамбул. Там ее встретил незнакомый человек, довез до съемной квартиры, где уже находились несколько женщин и детей, в том числе Варвара Караулова, носившая тогда мусульманское имя Амина.
О Варваре Карауловой Раяна вспоминает неохотно, говорит, что это ее «зубная боль»: на процессе по делу москвички она была одним из основных свидетелей. По ее словам, девушка ей показалась тогда искренней, и она не понимает, как та «свернула со своего пути».
Но попасть тогда в ИГ (в России признано террористическим и запрещено) Раяне не удалось. Вся их группа была задержана курдскими военнослужащими и направлена в центр депортации, а уже оттуда несостоявшихся жен боевиков передали правоохранительным органам России.
После возвращения в Дагестан Раяна в соцсетях довольно быстро «познакомилась с мужчиной, который искал себе вторую жену». Весной 2016 года они заключили мусульманский брак, а в 2017 году перебрались в Египет «для постоянного проживания». Жили в Каире, в округе Мадинат-Наср, где преимущественно снимают жилье студенты из стран СНГ.
По ее словам, еще до отъезда в Египет она вместе с женщиной по имени Мадинат решила заняться благотворительностью.
Для этого в Facebook была создана страница с ник-неймом Умм-Ханифа с призывами о пожертвованиях «нуждающимся мусульманам». Параллельно в Telegram и WhatsApp Раяна находила группы и благотворительные каналы с банковскими реквизитами, куда по собственной инициативе перечисляла деньги.
Перебравшись в Каир, женщина через Telegram начала искать свою подругу по Дагестану, которая в 2016 году выехала в Сирию. Саму знакомую она так и не нашла, но связалась с ее родственницей, которая пожаловалась на «постоянные обстрелы и тяжелое положение в ИГ». Тогда, по словам Раяны, они с мужем решили «из религиозных побуждений» оказать семье боевика помощь.
Темирхан — муж Раяны — «связался через Telegram с уроженцем Дагестана по имени Абу-Фатима», который воевал за ИГ и попутно занимался обналичкой денег. Для сбора средств супруги оперативно создали Telegram-канал, где разместили объявления о помощи братьям в Сирии и реквизиты виртуальной «Яндекс»-карты, которую им предоставил Абу-Фатима. Когда через несколько недель на карте собрались первые пожертвования, боевик сам их обналичил и передал знакомой Раяны.
После первого успеха Раяна с мужем решили заниматься сбором средств для участников ИГ уже на постоянной основе.
На своем канале они размещали объявления о помощи «братьям» в Сирии и реквизиты карт Абу-Фатимы. Но в 2018 году боевик попал в окружение иракской армии, был взят в плен и отправлен в тюрьму иракского Мосула.
Следующий канал для отправки денег в Сирию для Раяны был найден также в Telegram. Она нашла его сама и стала отправлять собранные пожертвования на реквизиты карт, которые там были размещены. Ее активность была быстро замечена, и администратор канала по имени Абу-Харб предложил ей заняться отправкой денег в Сирию вместе. Но очень быстро заниматься финансированием «сирийских братьев» она начала уже самостоятельно, списавшись через Telegram с некоей Умм-Ибрахим, которая находилась в лагере Родж на севере Сирии, где жили жены и дети боевиков. По словам Раяны, в месяц она через свой канал собирала 20–30 тыс. руб., которые отправляла в том числе на реквизиты нуждающихся.
Помощь террористам она объясняет тем, что «это просто люди, которые нуждались»: «у них там не было ни зеленки, ни продуктов. Они еду покупали на эти деньги, чтобы выжить».
В 2019 году опять-таки через Telegram Раяна познакомилась с Зухрой Аллияровой, которая создала свой канал и страницу в Facebook под ником Сирена и тоже собирала деньги для отправки их в Сирию. В январе 2020 года она узнала о том, что Сирена задержана оперативниками ФСБ (в ноябре того же года Южный окружной военный суд приговорил ее к трем годам заключения).
По словам Раяны, в тот момент они с мужем находились в Медине, где совершали малое паломничество и собирались поступить на учебу. Но жизнь в Саудовской Аравии оказалась для них слишком дорогой, поэтому они снова вернулись в Египет, где в декабре 2020 года их неожиданно задержали египетские власти. «Пришли ночью, сломали двери, подняли моих детей, младшей было шесть месяцев, не дали их одеть, обуть. Все вещи там так и остались, а это декабрь, холод. Вот так нас забрали, не дали позвонить ни родственникам, ни в посольство»,— жалуется Раяна Казиахметова.
По ее словам, египтяне им ничего не предъявили, зато «лгали, что они нас любят, потому что мы мусульмане, что они нас отправят в другую страну, в Мавританию». «А потом выдворили из страны, депортировав в Россию»,— рассказала женщина.
В ближайшее время дело Раяны Казиахметовой будет передано в Южный окружной военный суд, от которого она ждет снисхождения: у нее четверо детей, которые сейчас находятся у родственников, а муж — под следствием в Дагестане.
На вопрос, будет ли она снова помогать боевикам, женщина отвечает, что вряд ли: «У меня будет пятый ребенок, я не хочу снова сесть и лишать его матери».