Активы сыграют в прятки
Как бенефициарам защитить свое имущество и не потерять бизнес
Привлечь к ответственности реального бенефициара с каждым годом становится все легче. Претендовать на его имущество могут кредиторы компании, контролирующие органы, банки и деловые партнеры. Попытки «спрятать» активы в последнюю минуту обычно бесполезны, а чаще — незаконны, и только своевременно принятые меры помогут не потерять бизнес. О плюсах и минусах наиболее популярных способов защиты активов и о том, как они работают на практике, рассказал управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Андрей Крупский.
Риск на пороге
Если бы в начале своей карьеры российские бизнесмены знали обо всем многообразии оснований, за которые их можно привлечь к ответственности, вероятно, бизнеса в стране было бы куда меньше, чем показывает статистика. Тем предпринимателям, которые уже состоялись, тем более есть что терять, и они хотят максимально полно защититься от потери активов.
Но попасть в «зону риска» легче, чем кажется. Например, может выясниться, что при использовании методов снижения налоговой нагрузки компания недоплатила налоги, и виновное в этом лицо рискует подвергнуться не только уголовному преследованию, но и в дальнейшем получить от государства гражданский иск о возмещении убытков.
Также на активы могут претендовать кредиторы, ведь долги компании можно взыскать с топ-менеджеров и собственников не только при банкротстве фирмы, но и в случае, если она уже исключена из ЕГРЮЛ. Кроме того, руководителя могут привлечь к ответственности по иску самой компании — и это еще один подводный камень.
Первое, что стараются сделать оппоненты должника,— доказать его связь с тем или иным активом. Для того чтобы ее скрыть, существует несколько способов.
Брак как «подушка безопасности»
Если потенциальный должник оказался в сложной ситуации и при этом состоит в браке, то он может спасти семейную собственность, переоформив ее на супруга при помощи соглашения о разделе имущества. Такой документ можно составить не только будучи в браке, но и после развода, он позволяет четко разграничить права: супруги могут прописать в нем доли в каждом объекте либо определить раздельный режим владения. В 2019 году Верховный суд РФ разрешил включать в соглашение и личное добрачное имущество: теперь должник может наполовину обезопасить его от претензий кредиторов и арбитражного управляющего. Однако ту собственность, которую супруги получили в наследство, разделить нельзя.
Составляя документ, лучше избегать существенной диспропорции долей разделенного имущества и соблюдать принцип соразмерности, иначе кредиторы могут оспорить перевод активов. Одновременно можно инициировать развод в суде: он придаст соглашению дополнительный «реальный» штрих и покажет кредиторам, что стороны не намеревались ущемлять их права. Затем имущество следует оценить, нотариально удостоверить и зарегистрировать право собственности на разделенные активы в Росреестре.
Важно, чтобы после развода каждый супруг содержал свои активы самостоятельно — это позволит доказать их обособленность. Ведь если при анализе банковских выписок арбитражные управляющие обнаружат общие расходы, они могут сделать вывод о мнимости совершенной сделки.
Соглашение о разделе имущества, как и любую сделку, можно оспорить в суде в установленный законом срок исковой давности — он составляет три года.
Продать нельзя подарить
Весьма популярный способ защиты актива — его продажа дружественному лицу. Вероятность оспаривания этой и других сделок зависит от даты ее заключения: договор можно оспорить либо за стандартные три года, либо в течение десяти лет после подписания — если кредиторы докажут, что истинной целью купли-продажи было сокрытие имущества.
Чтобы в будущем вам не пришлось подтверждать реальность сделки, стоит учесть несколько рекомендаций. Во-первых, цена в договоре должна соответствовать рыночной. Во-вторых, на роль покупателя лучше привлечь лицо, способное объяснить происхождение средств, на которые оно приобретает имущество. Если договор оплачивается в наличном порядке, передачу денег и оформление расписки лучше проводить в присутствии нотариуса. Если же для расчета выбрана безналичная форма, то здесь стоит предпочесть фактическое перечисление денег со счета покупателя продавцу, а их возврат осуществить в наличной форме.
Еще один вариант «разорвать» связь между владельцем и активом — подарить его.
Но тут важно помнить, что в течение десяти лет с момента совершения любой сделки кредиторы могут попробовать оспорить ее по нормам ГК РФ, и анализ судебной практики показывает, что в случаях применения к КДЛ субсидиарной ответственности договор дарения оспаривается чаще других, а кредиторы открыто расценивают его как операцию по выводу активов. При этом они обязаны доказать, что сделка совершалась именно в целях уклонения от уплаты долга. Считается, что должник злоупотребляет правом, если отчуждает имущество в период, когда уже отвечает признакам неплатежеспособности, договор совершен на нерыночных условиях (то есть причиняет ущерб), а сторона по сделке знала о ситуации должника.
В целом дарение сложно назвать надежным способом спасти имущество, и прибегать к нему рекомендуется только в крайних случаях.
Залог страхует от потери
От форс-мажора и риска утратить контроль над имуществом нельзя защититься на сто процентов, но способы подстраховаться все-таки есть. Один из наиболее эффективных — залог.
Например, вы можете выдать покупателю (родственнику или знакомому) заем с оформлением залога на приобретаемую недвижимость. Размер займа, который прописывается в договоре, будет приблизительно равен стоимости имущества. По сути, эта сделка является «безденежной», то есть вместо фактической передачи средств оформляется лишь расписка в их получении.
Преимущество этого варианта в том, что актив нельзя реализовать без согласия залогодержателя. Недостаток — возможность отследить связь между ним и реальным владельцем. Поскольку сведения о залоге отражаются в ЕГРН, они доступны неограниченному кругу лиц. Если залогодержатель окажется родственником лица, контролирующего должника (КДЛ), то кредиторы, обнаружив запись о залоге интересующего их имущества, могут посчитать, что сделка была реализована формально и в ущерб их интересам с помощью заинтересованных лиц. И попытаются признать ее мнимой. Поэтому в качестве залогодержателя или заимодавца целесообразно ставить лицо, не связанное с КДЛ напрямую.
Заем покупателю можно выдать и без оформления залога — в этом случае контроль над продаваемой собственностью снижается, но одновременно такой ход является и преимуществом, поскольку кредиторы не найдут связь между КДЛ и заимодавцем. Расписку, подтверждающую оплату, можно оформить с открытой датой — она «подстелет соломку» на случай мошенничества доверенного лица.
В качестве дополнительной страховки формальный собственник актива и реальный бенефициар могут заключить опционное соглашение. В этом случае, если наступит срок возврата имущества истинному владельцу, а номинальный держатель по каким-то причинам не захочет его переоформлять, сделку возможно будет совершить без фактического присутствия второй стороны. Опционное соглашение непублично, конфиденциально и заключается в нотариальном порядке.
Траст не догонят
Если потенциальный должник владеет имуществом за рубежом и отдельные его объекты задекларированы в разных странах, это означает, что у налоговых органов есть информация об иностранных счетах, с которых оплачивались их покупка и содержание. Соответственно, владелец рискует получить требования по взысканию долгов за счет такого имущества, особенно если в реестр кредиторов войдет налоговая служба.
Для защиты иностранной собственности можно использовать разные варианты, аналогичные российским: раздел и продажу, залог и прочее. Порядок их оформления и реализации зависит от особенностей законодательства той страны, в которой находится имущество. Но одним из самых эффективных, удобных и конфиденциальных инструментов является траст — при его использовании активы приобретают особый статус.
Суть траста в том, что его имущество не принадлежит ни учредителю (он теряет право собственности на него с момента передачи имущества управляющему), ни доверительному собственнику-трасти (он только управляет этим имуществом и является формальным держателем титула на активы), ни бенефициарам до даты прекращения траста.
Несмотря на то что траст не является юридическим лицом, на его имя может быть открыт отдельный счет, он может иметь собственные обязательства и осуществлять инвестиции.
Имущество, которое передается в траст, перестает быть собственностью учредителя, и, следовательно, его невозможно конфисковать или потребовать выплату из траста в качестве компенсации по иску к учредителю или бенефициару. Оно также отделено и от активов доверительного собственника, и на него нельзя обратить взыскание, связанное с его долгами.
Доверительный собственник инвестирует предоставленные в его распоряжение средства по собственному усмотрению, но в рамках условий трастового соглашения. Помимо соглашения учредитель обычно передает доверительному собственнику меморандум, содержащий его пожелания по управлению имуществом, который, впрочем, не является юридически обязывающим документом. Учредитель также вправе назначить гаранта траста, который контролирует деятельность доверительного собственника и может при необходимости заменить его на другого.
Бенефициар может получать доходы от активов траста, но не вправе ими распоряжаться, то есть у него сложно их отобрать. Что касается выплат бенефициару, то их сроки и размеры также определяются трастовым соглашением и могут быть поставлены в зависимость от определенных событий. В итоге все имущество, включая доходы от инвестиций, но за вычетом управленческих расходов, должно перейти в распоряжение бенефициара.
Для наиболее эффективной защиты иностранных активов, как правило, используют безотзывный траст — в этом случае после подписания трастового соглашения полный контроль над имуществом переходит к управляющему. С одной стороны, такую потерю контроля можно отнести к плюсам, ведь она ограждает переданные в траст активы от кредиторов. С другой стороны, создать и содержать безотзывный траст — удовольствие дорогостоящее. А из-за того что учредитель теряет юридический титул владения активами, продать имущество тоже будет непросто.
Главный принцип, на котором строится защита активов,— своевременное планирование и профилактика. Если заранее просчитать все возможные риски потери имущества и озаботиться ликвидацией «тонких мест», можно избежать многолетних судов, сохранив активы и время.