Netflix приземлят рядом с «Яндексом»
Онлайн-кинотеатрам готовят новые правила
Депутат Антон Горелкин доработал нашумевший законопроект об ограничении доли иностранцев в онлайн-кинотеатрах. Исходно предполагалось запретить им владеть больше чем 20% в видеосервисах. В новую версию норма не вошла, но появилось ограничение иностранного контроля над управлением платформами. Видеосервисам придется создавать специальный фонд по модели, на которую уже перешел «Яндекс». Кроме того, новые правила предполагают возможность лишения платформ права на эксклюзивность контента.
“Ъ” ознакомился с новыми поправками к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые регулируют деятельность онлайн-кинотеатров. Он может быть внесен в Госдуму осенью, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Прежний законопроект 18 декабря внес в Госдуму депутат Антон Горелкин. Он распространял ограничение в 20% иностранного владения на все аудиовизуальные сервисы, работающие в России.
Из новой версии законопроекта исчезло требование об ограничении в 20% иностранного участия, но вводится запрет на контроль за стороны иностранных бенефициаров: они не должны влиять на принимаемые решения посредством распоряжения более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции или доли. Требование распространяется на видеосервисы с суточной аудиторией от 10 тыс. посетителей.
Предлагается разделить функции владения и управления, пояснил “Ъ” Антон Горелкин:
«Иностранцы смогут владеть сервисами и получить прибыль от инвестиций, но не смогут контролировать решения».
Видеосервисы, у которых доля российской аудитории меньше 50%, смогут открыть в России представительства, но управляться они должны при помощи специального международного фонда, в котором были бы представители РФ или ее субъектов, уточнил депутат.
Такая схема предполагает блокировку получения иностранным лицом права распоряжаться более чем 50% голосов российского видеосервиса, объясняет советник коллегии Pen & Paper Сергей Гландин. При доработке инициативы были учтены пожелания рынка применить к видеосервисам модель, по которой схему управления в 2019 году перестроил «Яндекс», говорит Антон Горелкин. Компания создала Фонд общественных интересов, который получил часть функций по управлению. Схема касается российских онлайн-кинотеатров, чьи материнские компании зарегистрированы за рубежом, и иностранных платформ, таких как Amazon, Disney+ и даже Netflix, чьим оператором в России с середины 2020 года стала дочерняя структура «Национальной Медиа Группы» (НМГ), поясняет Антон Горелкин.
В документе также сказано, что правительственная комиссия будет принимать «решения об ограничении» распространения библиотек контента, которые на эксклюзивных условиях принадлежат иностранцам.
Мейджоры будут обязаны предоставлять библиотеки другим видеосервисам, пояснил депутат. Для платформ, которые не исполняют требования, предусмотрен запрет на распространение через Smart TV и мобильные приложения.
Новая мера, по словам Антона Горелкина, нужна, чтобы иностранные корпорации «не смогли с помощью эксклюзивной лицензии захватить российский рынок». Собственный продукт платформы системно важен, он дает рост потребления, подчеркивает директор института MOMRI Кирилл Танаев: «Для большинства мейджоров Россия не приоритетный рынок, если условия работы будут слишком обременительны, они без проблем им поступятся». «Тут нужно прорабатывать рамки регулирования, не зря же речь идет о работе комиссии,— признает депутат.— Это как раз делается для принятия взвешенных решений».
В ivi сообщили, что изучают поправки: «В вопросе любых новых ограничений для аудиовизуальных сервисов нужно быть очень аккуратными». В Okko и Megogo не ответили на запрос, в «Кинопоиске», МТС, Netflix и НМГ отказались от комментариев. Российским сервисам будет позволено привлекать больший процент иностранного участия в капитал, что даст возможности для роста, считает юрист практики защиты репутации «А-Про» Марина Кельбах. В то же время, отмечает она, расширяются возможности включения в реестр аудиовизуальных сервисов Роскомнадзора Netflix и других иностранных платформ, чтобы обязать их играть по российским правилам.