Транзитная зона
Лидия Агеева о Неделе мужской моды в Париже
В Париже завершилась мужская Неделя моды весна-лето 2022, первая во Франции после официального снятия коронавирусных ограничений — комендантского часа и обязательного ношения маски на улице. Большая часть презентаций проходила в цифровом формате, но были и те, кто рискнул делать живые шоу и камерные презентации для узкого круга местных инсайдеров и международных прессы и байеров. Именно эти шоу вернули в город праздник моды и ощущение, что «живым» Неделям моды определенно есть место в мире после пандемии.
«Моды нет без людей: когда гости шоу видят, как модели проходят мимо них в образах из новой коллекции — вот что вдыхает в обычные вещи жизнь и наполняет их смыслом»,—- уверена Вероник Нишанян, креативный директор мужской линии Hermes, которая представила в минувшую субботу в рамках парижской Недели моды свое видение гардероба для мира после пандемии с яркими красками и свободным кроем. Вероник Нишанян была одной из немногих дизайнеров, кто решился в этом сезоне устроить настоящее шоу, а не просто показ коллекции. Театральный перформанс (который параллельно транслировался онлайн) было решено устроить во дворе особняка Mobilier National — государственного учреждения в здании Огюста Перре, где хранятся все образцы декоративного искусства, созданные во Франции. Это третья коллаборация Вероник Нишанян с экспериментальным режиссером Сирилом Тестом: за время пандемии они уже сделали два видеоблокбастера для Herms, снятых в прямом эфире техникой одного кадра, а теперь решили поработать еще и с живой аудиторией.
«Когда Паскаль Моран (президент Федерации высокой моды и pret-a-porter) сказал в мае, что будет возможность проводить живые показы, я, не сомневаясь ни секунды, решил, что нужно делать шоу»,— рассказывает на бэкстейдже Пьер Маэо, основатель парижского лейбла Officine Generale. Бренд показал свое видение классического мужского и женского гардероба на каждый день в самом центре Маре в особняке, где в скором времени должен открыть двери первый в Париже Dover Street Market. «Приедут ли иностранные байеры? Международная пресса? Может, лучше подождать до следующего раза в январе? Конечно, мы все задавали себе эти вопросы, но желание снова проводить настоящие шоу было сильнее любого рационального аргумента здравого смысла. В конце концов, не это ли нас привело в моду? Желание видеть нашу одежду в движении на мальчишках и девчонках, полных жизни, и показывать то, что мы делаем, живой публике». И да, пока шоу проходят с меньшим масштабом, но с не меньшими эмоциями. Первая неделя очных показов после года digital-презентаций показала, в каком направлении движется модная индустрия, где одна Неделя моды сменяла другую на бешеных скоростях, пока ее в один день не остановил коронавирус и не поставил под сомнение все былые правила игры. Нужно ли столько показов? Рационально ли тратить такие бюджеты на шоу? Кому вообще нужна официальная Неделя моды, если можно проводить показы, где и когда захочется? В теории и вправду можно было бы все отменить, но (как показывает практика) пока нет таких технологий, которые могут заменить живой праздник моды и его эмоции. И нынешняя транзитная Неделя моды, пока мир приходит в себя после шока пандемии, показала, как лакмусовая бумажка, какой может быть мода будущего.
Ким Джонс для Dior Homme, например, решил провести показ как в старые времена — на 500 гостей вместо 1000, но с солидной сценографией от Эс Девлин (это ее первое модное шоу — обычно Делвин работает с музыками U2, Леди Гагой, Бейонсе и The Weeknd). Джонс на этот раз объединил усилия с рэпером Трэвисом Скоттом, который написал не только трек к показу, но и работал рука об руку с Джонсом над дизайном коллекции: свитшотами, костюмами пастельных оттенков, вязанными вручную жилетками с фирменным мотивом obelique и пуловерами с любимыми розами Диора и кактусами из окрестностей Хьюстона, где вырос Скотт. Любопытная деталь: впервые частью шоу стали не просто фантазийная бижутерия, но и украшения высокого ювелирного искусства. Специально для показа креативный директор ювелирного направления Dior Виктуар де Кастеллан придумала золотые медальоны и броши с бриллиантовыми кактусами — это верный знак, что в будущем большие бренды по примеру Gucci будут показывать разные категории продуктов вместе.
Но если мегабрендам легко брать на себя риск проводить показы, даже если мир пока еще не полностью вернулся в норму, большинство молодых дизайнеров предпочли в этом сезоне обойтись без шоу, направив бюджет на видео, которые транслировались на весь мир в соцсетях и на сайтах парижской Недели моды и ее партнеров, и сделали ставку на камерные презентации для местной прессы. Единственные два исключения среди молодых марок — Bluemarble и LGN, которые провели полноценные шоу. К слову, обе коллекции потом можно было посмотреть в шоуруме молодых дизайнеров Sphre, новом месте силы Недели моды в Пале де Токио, где Французская федерация моды предлагает молодым талантам показывать свои коллекции байерам и журналистам. Bluemarble представили свое видение будущего лета, полного сочных красок и ярких принтов с ракушками и зажигалками, в саду Национального архива в Марэ.
А парижский вундеркинд Луи-Габриэль Нуши провел в один день сразу два показа: для своей собственной марки LGN и для китайского бренда Joeone, где он уже второй сезон дистанционно исполняет роль арт-директора. Специализация Joeone — самые удобные брюки для дома, бренд настолько популярен в Азии, что у них уже более 700 точек продажи. Оба показа прошли с теми же моделями и на одной и той же локации: Нуши построил огромный зеркальный подиум прямо на воде у фонтана во дворе Пале де Токио, по которому модели ходили в жакетах, брюках, халатах и рубашках с коротким рукавом пастельных оттенков или с мраморными узорами, как на форзацах классических томиков французской литературы XVIII века. Страстный читатель, Луи-Габриэль всегда посвящает свои показы любимым романам, и в этот раз его ориентиром стала автобиографическая повесть Маргерит Дюрас «Любовник» о романе юной француженки с сыном китайского магната.
Неделя моды — это не только показы, но и индустриальный форум, где встречаются коллеги со всего мира, чтобы вместе смотреть на коллекции, делиться друг с другом своими впечатлениями, открывать для себя новые имена и придумывать проекты на сезоны вперед. Поэтому неудивительно, что одними из самых запоминающихся событий Недели помимо модных презентаций стали два ивента от марок не про одежду, а про эмоции и возможность пообщаться: неформальный концерт поп-дуэта Faux Real во время пикника Isabel Marant на ступеньках Фондовой биржи и открытие фотовыставки Кристофера Смита, который сделал зарисовки на тему 15 номеров легендарного издания Acne Paper с живым джаз-ансамблем.
Формально ни там, ни там не показывали новые луки сезона: у Изабель Маран огромные кадры латвийского фотографа Ильи Липкина из лукбука были развешаны на колонках Биржи как фон, а Acne Studios и вовсе не презентовали коллекцию, зато использовали эту возможность, чтобы объявить всему миру о перезапуске издания Acne Paper: журнал выходил с 2005 по 2014 год и до сих пор считается одним лучших примеров контента, созданного маркой. И даже несмотря на то что количество гостей было ограничено и для надежности все равно нужно было носить маски, в воздухе витало ощущение возвращения жизни и праздника моды. В среду модный десант отправится во Флоренцию на выставку мужской моды Pitti Uomo, а уже в понедельник вернется обратно в Париж на неделю haute couture, за главными событиями которой можно будет следить в прямом эфире на сайте “Ъ”.