Дроны пропишутся в России
Власти РФ последовательно снимают ограничения на применение беспилотных систем в промышленности
С июля в России отменено лицензирование разработки и производства легких дронов и коптеров, которое раньше фактически приравнивалось к гражданскому авиастроению. Это должно позволить российским разработчикам промышленных беспилотных систем и интеллектуального программного обеспечения к ним отвоевать отечественный рынок у зарубежных вендоров.
2 июля Владимир Путин подписал закон об отмене в России обязательных лицензий на производство, разработку и продажу запчастей к беспилотным летательным аппаратам массой до 30 кг. В пояснительной записке к документу говорится, что решение «направлено на стимулирование интенсивного развития российскими компаниями сферы беспилотных авиационных систем, развития внутреннего рынка таких систем и выхода на международный рынок».
До сих пор разработка, испытания, производство и ремонт легких дронов были фактически приравнены к выпуску любых гражданских воздушных судов. Осуществлять эту деятельность по закону было практически невозможно из-за необходимости иметь в собственности производство, сертифицированное по всем правилам большого авиастроения, отвечать требованиям множества федеральных законов, в том числе об иностранных инвестициях и гостайне. В то же время беспилотные системы уже давно и успешно применяются в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и целом ряде других отраслей экономики, а потому на отечественном рынке пока доминируют иностранные игроки и разработчики.
В последний год власти России активно упрощают законодательство, которое тормозит развитие цифровой экономики. Более того, принимаются законы, обязывающие в некоторых отраслях промышленности использовать новейшие IT-технологии. Так, например, в марте правительство обязало строительные компании создавать «информационную модель объекта капитального строительства» и отражать в ней любые изменения на всех этапах проектирования, строительства, эксплуатации и сноса сооружения. И хотя дроны в этом документе ни разу не упоминались, на практике создание такой цифровой карты невозможно без применения легких беспилотных аппаратов и специального программного обеспечения.
Применение этой технологии в строительстве таит в себе колоссальные выгоды и преимущества. Прежде всего это огромная экономия денег и ресурсов, порой государственных, которые напрасно тратятся на исправление строительных ошибок, неизбежно возникающих на любом этапе возведения сложных объектов. Дрон ежедневно облетает строительную площадку, фиксирует объемы выемки грунта, высоту залитого бетона, регистрирует возможные сдвиги рельефа местности и любые другие изменения, происшедшие в течение последних суток. Данные автоматически сравниваются с цифровой моделью объекта и позволяют определить малейшие отклонения от проектной документации и графика работ. Это предотвращает как сами строительные ошибки, так и потенциальные серьезные аварии, в основе которых лежит кумулятивный эффект от накопления малых погрешностей. Кроме того, полная и точная картина строительного процесса в режиме реального времени упраздняет массу контрольно-измерительных процедур на стройплощадке и делает устаревшими законодательные требования по их проведению.
Сердце этой технологии не сам коптер, по стоимости и сложности конструкции сопоставимый с детской игрушкой, а IT-система управления данными с сенсоров летательного аппарата. Ограничивая разработку и производство дронов, Россия, по сути, отдавала национальный рынок ПО для беспилотников иностранным вендорам. Теперь многочисленным отечественным стартапам не нужно искать юридические лазейки для развития инноваций, столь востребованных в промышленности, или бояться проверок надзорных органов в родной стране.