Цифровизация как индустриальная необходимость
Все российские промышленные предприятия должны готовиться к переходу на работу в единой цифровой платформе
Успех концепции многофункциональных цифровых платформ в сфере потребительских рынков, где интернет-агрегаторы и экосистемы уже на практике вытесняют целые виды традиционных продуктов и сервисов, подстегивает запуск аналогичных процессов и в промышленности, которая пока сильно отстает в цифровом развитии. В этом индустриальном цифровом забеге, в котором участвует и Россия, еще ни одна страна мира не успела продемонстрировать значительный отрыв, констатируют глобальные вендоры интеллектуальных решений в промышленности.
Пристальное внимание руководителей России к вопросам цифровизации экономики и запуск мощных программ господдержки IT-модернизации во всех отраслях промышленности неизбежно спровоцировали известную долю хайпа вокруг этой темы, за которым порой руководители предприятий не вполне четко видят открывающиеся перед ними перспективы. По словам участников IT-отрасли, в среде предпринимателей бытует представление, что нужно всего лишь доработать уже внедренные ERP-системы, расширив их дополнительными модулями и блоками, и на этом пресловутая цифровизация будет закончена. Однако это лишь первая «доза» цифровой «прививки»: для полной защиты от грядущей «цифровой эпидемии» производственным компаниям придется пройти вторую фазу «IT-вакцинации» и внедрить в практику новые, платформенные цифровые технологии.
В компании Siemens, являющейся мировым лидером не только в производстве современного цифрового оборудования, но и в области разработки отраслевых и межотраслевых интеллектуальных решений, отмечают, что на сегодняшний день ни одно государство мира, даже из числа развитых стран, еще не может похвалиться созданием полноценной отраслевой или тем более межотраслевой цифровой индустриальной платформы. При этом в России, находящейся вместе со всеми на начальном этапе цифровой трансформации, компания видит большие перспективы применения своих интеллектуальных решений, предназначенных для отраслей и рынков.
По словам руководителя Центра компетенций «Сименс в России» Сергея Соловьева, у России и Германии за плечами многовековая история промышленной кооперации, обмена научно-техническими достижениями и обширные культурные связи. При этом именно в Германии были впервые сформулированы концептуальные принципы «Четвертой промышленной революции», получившей название «Индустрия 4.0» и ставшей сегодня главным вектором глобального технического развития. «Возможно, отчасти поэтому немецкие инновации находят здесь благодатную почву и хорошо приживаются в России»,— полагает господин Соловьев.
По его словам, в нашей стране уже прошло «несколько волн очарований и разочарований» цифровизацией. «Еще три-четыре года назад мы обсуждали реализуемость этих концепций и пытались оценить, достижим ли на практике тот значительный эффект, который обещает потенциал платформенных технологий. Когда стало ясно, что это реально, многие предприятия решили активно к этому стремиться, начав с ERP-систем, систем электронного документооборота, использования современных программно-аппаратных комплексов для проектирования изделий, разработки технологий, контроля производственных процессов и так далее»,— рассказал он, добавив, что на этом этапе российские компании произвели значительные инвестиции.
Однако очень скоро выяснилось, что это лишь самый первый этап на пути к следующей ступени прогресса. Главная эффективность нового, цифрового подхода заключена в электронном взаимодействии «умных» заводов и фабрик между собой, синхронизации работы автоматизированных систем распределения материальных и человеческих ресурсов, объединении их с электронными системами управления логистикой и продажами готовой продукции в единой цифровой платформе, говоря современным языком — экосистеме. Сегодня бизнес постепенно приходит к пониманию, что для появления подобных промышленных экосистем, которые дадут максимальные эффекты от цифровой экономики, необходимо массовое и повсеместное переключение предприятий из всех отраслей производства товаров и сферы услуг на цифровые рельсы.
Совершенно логично и правильно, считает Сергей Соловьев, что предприятия начали с построения локальной цифровой инфраструктуры на производстве. «Это очень хорошо, что промышленные компании приступили к созданию цифровых инструментов в контуре своих предприятий, многие крупные холдинги уже завершили интеграцию своих заводов в единую управляющую среду и существенно повысили свою готовность к цифровому взаимодействию,— рассказывает он, приводя в пример предприятия отечественного нефтегазового сектора.— Но для организации цифровых промышленных платформ в общеотраслевом, а в перспективе — и межотраслевом масштабе необходима кровная заинтересованность всех участников рынка в создании такой производственно-коммерческой среды и общее стремление к этому».
Удачным прообразом одной из таких отраслевых платформ (а в промышленности их, скорее всего, будет много) господин Соловьев называет «Государственную информационную систему промышленности» (ГИСП), созданную по заказу Минпромторга России. «Поначалу это был обыкновенный каталог с информацией, но теперь система обросла множеством дополнительных интерактивных сервисов, которые доступны любому предприятию или индивидуальному предпринимателю, занятому в промышленном производстве»,— отмечает он.
Сегодня система ГИСП позволяет заинтересованным участникам рынка взаимодействовать в цифровом формате с государством по вопросам господдержки приоритетных отраслей, госзакупок промышленной продукции и сырья, а также воспользоваться базой данных поставщиков и производителей для поиска коммерческих партнеров и даже заключить контракты. Сегодня в базе ГИСП уже свыше 130 тыс. участников промышленной кооперации, более 58 тыс. поставщиков, а на встроенной в платформу торговой площадке заключается около 4 тыс. сделок ежедневно, говорится на сайте Минпромторга России.
Однако переход на платформенные технологии тоже не станет финалом цифровой эволюции промышленности. В дальнейшем множество промышленных, потребительских и, возможно, социальных цифровых платформ должны будут научиться эффективно взаимодействовать в общем цифровом пространстве. Коренной перелом в эффективности работы цифрового производства настанет в том случае, если абсолютно все этапы жизненного цикла товара или услуги — от разработки, производства, упаковки и доставки, до потребления и утилизации — станут некими «цифровыми трансакциями», которые проводятся в «одном окне» на обычном компьютере или мобильном гаджете простым нажатием кнопки. А производить товары «в материале» и физически оказывать сопутствующие услуги будут многочисленные специализированные организации, которые потребителю услуг не нужно будет искать самостоятельно: цифровой сервис сам подберет подрядчика, оптимального по цене, качеству и географической близости к клиенту.
Стимулов для ускорения всех этапов цифровой трансформации достаточно: отстающие в локальной цифровизации предприятия уже сейчас теряют в конкурентоспособности, а в недалеком будущем, если они не будут способны принимать заказы в электронном виде, вообще могут потерять доступ к покупателям. «Кроме того, современная динамика потребительских рынков настолько изменчива и стремительна, что работать по старинке, когда на разработку новой продукции порой уходят месяцы и годы, просто невозможно. В силу этого в нынешнюю эпоху становится значительно труднее снижать себестоимость за счет массовости и серийности производства, а коммерческий успех достигается за счет все большей кастомизации товаров, попадания в узкие рыночные ниши и оперативного выпуска, по сути, уникальных изделий в единичном экземпляре»,— рассуждает Сергей Соловьев. Без комплексной цифровизации процесса разработки и производства товаров, а также систем автоматизированного сбора потребительских предпочтений, работающих синхронно в единой информационной среде, промышленные предприятия просто не будут успевать за эволюцией потребительских предпочтений и будут неизбежно уходить с рынка, уступая его более дальновидным игрокам.