Перекачанные антитела
В фитнес-клубах ждут оттока персонала и клиентов
Третья волна пандемии COVID-19 в России нивелировала успехи фитнес-отрасли, которая только начала восстанавливаться. В июне доходы клубов сократились на 40% по сравнению с докризисным 2019 годом. Бизнесу приходится бороться с потерями не только клиентов, но и персонала: часть сотрудников отказывается от работы из-за необходимости вакцинироваться, часть — из-за потери доходов. В этих условиях прекратить деятельность в России могут еще 15% фитнес-клубов.
В июне доходы фитнес-клубов в среднем по стране сократились на 40% относительно аналогичного периода прошлого года, сообщила “Ъ” президент Национального фитнес-сообщества (НФС) Елена Силина. По ее словам, падение продаж происходит на фоне увеличения заболеваемости COVID-19: на рынок влияют как дополнительные ограничительные меры, так и опасения клиентов. «Люди замораживают клубные карты и не продляют абонементы»,— объясняет эксперт. Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Ольга Киселева не сомневается, что волна пандемии приводит к снижению спроса на услуги клубов, негативный эффект ощущается с мая. Падение трафика в клубах эксперт оценивает в 40–50%.
С постепенным снятием возникших из-за пандемии COVID-19 ограничений в прошлом году фитнес-отрасль демонстрировала в целом позитивную динамику восстановления показателей. По данным АОФИ, в первом квартале выручка индустрии оказалась всего на 10% ниже аналогичного значения 2019 года.
Но сейчас, по словам Елены Силиной, отрасль фактически вернулась к уровню октября прошлого года.
Организационных сложностей бизнесу добавили и требования властей многих регионов об обязательной вакцинации от COVID-19 значительной доли персонала. Например, в Москве до 15 августа пройти полный курс должны 60% сотрудников. Ольга Киселева называет процесс осуществимым, но затратным для бизнеса. Хотя гендиректор клуба 5 element Юрий Лим отмечает, что многие линейные сотрудники демонстрируют достаточно категоричный подход. «Буквально готовы бросить работу и уехать из столицы, мы ожидаем проблему с квалифицированными кадрами в области администрирования и продаж в ближайшее время»,— говорит он. Это процесс может осложниться на фоне общего оттока персонала и снижения количества занятых в отрасли. Госпожа Силина поясняет, что тренеры, чей доход снизился из-за сокращения числа клиентов, переходят в самостоятельный режим работы. «А с уходом каждого специалиста клуб может потерять еще несколько клиентов, это замкнутый круг»,— объясняет она.
Ольга Киселева не ждет положительной динамики показателей фитнес-клубов в традиционно низкий летний сезон, величина падения будет зависеть от строгости ограничительных мер в субъектах РФ. Самым сложным регионом на текущий момент эксперт называет Башкирию, где клиенты не могут посещать клубы без сертификата о вакцинации или свежего результата ПЦР-тестирования. По оценкам регионального отделения АОФИ, после соответствующего указа главы республики 18 июня продажи клубных карт здесь сократились на 61%. «Для многих людей фитнес не является услугой первой необходимости, эта мера не мотивирует их вакцинироваться»,— комментирует глава представительства АОФИ в Башкирии Елена Шадрина.
Хотя в части регионов картина выглядит намного лучше.
Например, управляющий партнер «Системы профессионалов фитнеса» (развивает фитнес-клубы World Class в Саратове) Константин Черницов пока вовсе не заметил снижения потока, отмечая, что трафик поддерживают переболевшие COVID-19 клиенты. Владелец уральской сети Powerhouse Gym Антон Гиренко-Коцуба оценивает падение продаж относительно 2019 года на 15%. «Следующие два месяца лета будут явно тяжелыми»,— говорит он. Больше всего эксперт опасается для отрасли «башкирского сценария». «Заставить вакцинироваться клиентов мы точно не сможем и получим жуткий негатив»,— уверен господин Гиренко-Коцуба. Елена Силина объясняет, что обычно летом клубы работают за счет резервов, сформированных весной, но в этом году возможности накопить их не было. «На этом фоне рынок могут покинуть около 15% игроков фитнес-отрасли»,— резюмирует эксперт.