Вакцинация запуталась в обязанностях
Как позиция главы государства отразится на прививочной кампании
Президент России Владимир Путин оставил вопрос обязательной вакцинации на совести регионов. Главы субъектов могут вводить эту меру на основании действующих законов, которые дают им такое право, отметил глава государства. Этот позволит не возвращать локдаун по всей стране. При этом большинство россиян негативно относятся к самой формулировке «обязательная вакцинация». И Владимир Путин отметил, что также выступает против принудительных прививок. Собеседники “Ъ FM” отмечают, что позиция, которую занял глава государства, может негативно повлиять на всю прививочную кампанию. Тему продолжит Владислав Викторов.
Однако излишнее рвение привело к тому, что сейчас у людей сложилось крайне негативное отношение ко всей прививочной кампании, отмечает директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович: «В пятой статье закона “Об иммунизации” перечислено три последствия. Речь идет о работниках определенных профессий.
Их могут не допустить до работы, если они отказываются от вакцинации. Там не сказано про заработную плату, про какие бы то ни было меры в отношении трудовой деятельности, в отношении QR-кодов. Под это должны быть соответствующие документы.
Нельзя заменять административным давлением пробелы в коммуникационных способностях».
То неприятие вакцинации, которое сложилось у многих россиян, эксперты считают следствием непоследовательных действий властей и отсутствия диалога с людьми. Мало того, что граждане не понимают разницы между доступными вакцинами, так еще и на протяжении последних месяцев власти заявляли о победе над пандемией, пока весь мир переживал третью волну. Поэтому, когда сейчас начали говорить о «катастрофической ситуации» да еще и объявили об обязательной вакцинации неприятие усилилось, продолжает Лариса Попович.
И теперь речь Владимира Путина дала противникам вакцинации дополнительный аргумент, поясняет она: «Президент скупо дал информацию относительно законодательного оформления всей этой ситуации. Я не думаю, что его позиция сильно изменит ситуацию, скорее она навредит. Люди начнут отказываться от вакцинации, говоря о том, что она добровольная. Он говорил как раз про 157-й закон, но это не прозвучало так жестко, чтобы люди поняли, что бояться нечего».
Однако любые более жесткие заявления относительно прививочной кампании могли бы только обострить негативное отношения россиян к ней. Так что слова президента скорее должны гарантировать, что никакого наказания за отказ от прививки не будет. Но регионы смогут активнее стимулировать людей прививаться, считает главный врач сети клиник «К+31» Борис Чурадзе: «Президент же не сказал, что он против того, что кто-то из региональных властей вводит определенные ограничения для посещения мест, где происходит заражение. Мне кажется, Владимир Путин как раз тем самым и открывает дорогу этим процессам. В Москве, например, человека нельзя привлечь к какой-то административной или, не дай бог, уголовной ответственности за отказ от вакцинации.
Но вынуждать, ограничивая посещение определенных мест — это нужно».
В то же время, все эти действия нельзя считать системным подходом к борьбе с коронавирусом, считает первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко. Он отмечает, что из выступления Владимира Путина все еще непонятно как власти собираются побороть очередной подъем заболеваемости в России.
Только лишь вакцинацией с этим не справится, продолжил он: «Всю борьбу с пандемией сводить к вакцинации — абсолютно неправильно. Страны, которые делали понятные и последовательные меры, как изоляция заболевших и их семей, исследование точек, где распространяется COVID-19, и введение каких-то ограничений именно в этих точках, писали стратегии вакцинации по возрастам, по профессиям. И поэтому в Германии избыточная смертность 3% по году, а у нас 19%».
При этом альтернатива вакцинации похоже есть — это локдаун. Как отметил президент, как раз для того, чтобы не возвращаться к самым строгим ограничениям регионы и вводят обязательную прививку. Но пока ее сделали лишь 23 млн человек, что все еще очень мало.