Трансформация по требованию времени
Цифровая экономика
Цифровые технологии все глубже проникают в уральскую промышленность. С их помощью проводят геологоразведку, добывают руду, плавят металл, выпускают продукцию, соблюдают экологические требования. По мнению экспертов, отсутствие цифровых технологий может привести к технологическому отставанию и, как следствие, потере конкурентоспособности на рынке.
Процесс цифровой трансформации сейчас идет в таких крупных компаниях, как «Евраз» и ТМК. «Целью цифровой трансформации бизнеса является в первую очередь изменение самого бизнеса, его взрывной рост, возможность предоставления новых товаров и услуг, увеличение прибыли»,— пояснил директор по информационным технологиям и связи «Уралтрансмаша» Максим Власов. «Уралтрансмаш», например, разрабатывает стратегию комплексного развития информационных технологий на десять лет. Сейчас идет подробное описание бизнес-процессов предприятия и параллельная их оптимизация с помощью имеющихся ресурсов, также подготовлен портфель проектов по цифровизации.
В рамках реализации проекта «Цифровая трансформация» на предприятиях «Евраза» требуется реализовать более 100 проектов аналитики и цифровизации производства, рассказали в пресс-службе компании. За счет повышения эффективности «Евраз» планирует получить дополнительный экономический эффект в размере $150 млн.
Одним из ключевых проектов является автоматизированная система диспетчеризации горнотранспортного оборудования в карьерах, которые разрабатывает «Евраз Качканарский ГОК». Она позволяет осуществлять оперативный контроль, управление, учет всех видов работ и простоев, выполняемых горной техникой. В результате производительность оборудования выросла на 8,2%.
Кроме того, на «Евраз КГОК» разработана математическая модель технологического процесса обогащения железной руды. «Система анализирует массив данных о качественных характеристиках руд и концентрата и подсказывает операторам, какое оптимальное решение принять. Это позволяет стабилизировать качество концентрата. Увеличилась производительность цеха, снижены простои оборудования»,— отметили в пресс-службе.
Для проведения маркшейдерской съемки в труднодоступных местах «Евраз КГОК» использует беспилотный летательный аппарат Luftera LQ-4. Маркшейдеры задают дрону траекторию полета через GPS-датчик. Полученные с его помощью изображения позволяют свести точный баланс руды и скорректировать план горных работ.
Цифровые технологии использует в новых доменных печах «Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат». С их помощью металлурги регулируют количество компонентов шихты, ведут расчет теплового, массового и энергетического балансов, управляют выпуском. На коксохимическом производстве «Евраз НТМК» используется система-советчик для подбора оптимального набора шихты и различных марок углей. Она анализирует различные марки углей более чем по 20 показателям и подбирает состав и количество каждого компонента исходя из его ресурса, стоимости и технологической ценности. Это дает высокое качество кокса при меньшей себестоимости шихты. Экономический эффект оценивается в 200 млн руб.
Кроме того, в 2020 году на всех предприятиях «Евраза» начался переход на электронный документооборот.
Несколько цифровых решений применяется на Среднеуральской ГРЭС (ПАО «Энел Россия», подконтрольно итальянской группе Enel). Среди них — управление удельным расходом топлива. В рамках проекта создана система мониторинга характеристик оборудования по потреблению топлива. Она позволяет в режиме реального времени вносить корректировки, моделировать различные эксплуатационные сценарии и сравнивать работу оборудования по целевым показателям. «Предиктивная диагностика» — на основе данных с датчиков парогазовых установок системы Prism и Predix следят за динамикой работы оборудования и на основе моделей прогнозирования предсказывают возможные технологические неисправности.
На Среднеуральской ГРЭС используются удаленные помощники («умные» очки дополненной реальности), которые во время локдауна помогали провести часть работ по обследованию и ремонту оборудования электростанции без выезда экспертов на место. Внедрена цифровая система HSEQ4U для учета проверок и управления событиями по охране труда, экологии и качеству. На платформе salesforce создано несколько цифровых инструментов ATS, STI и Cross technology improvements, которые помогают экспертам Группы Enel из разных стран привлекаться к обсуждению технологических проблем, делиться лучшими практиками, точнее планировать работы.
«Кроме задач по повышению эффективности производства и конкурентоспособности предприятия в целом нам важно, что цифровизация позволяет компании следовать принципам устойчивого развития и обеспечивать высокий уровень безопасности персонала, ведь жизнь и здоровье сотрудников — наша главная ценность. Последний аспект стал особенно важен во время пандемии коронавирусной инфекции. В этих условиях “Энел Россия” активно внедряла и продолжает внедрять инструменты дистанционной работы, чтобы минимизировать контакты персонала электростанций и подрядных организаций между собой»,— рассказал директор Среднеуральской ГРЭС Дмитрий Гельд.
И.о. директора по информационным технологиям ПАО «Т Плюс» Александр Носков в числе основных преимуществ цифровизации предприятий выделяет следующие: снижение технологических и коммерческих потерь при производстве, транспортировке и потреблении тепловой энергии (теплоносителя) на 2–5% за счет контроля процессов в режиме реального времени. «Также таких результатов удается добиться благодаря применению динамического моделирования, оперативного выявления и локализации источников возникновения потерь. Еще одно преимущество — повышение надежности за счет применения инструментов предиктивной диагностики технического состояния оборудования»,— рассказал он.
Группа компаний «Атомстройкомплекс» использует цифровые технологии на новом заводе «Атом Цемент», построенном в прошлом году. «Вся производственная цепочка от загрузки сырья до обжига клинкера и помола цемента контролируется дистанционно. Управление всем технологическим процессом происходит также дистанционно, из двух пультовых завода»,— рассказал исполнительный директор ООО «Атомстройкомплекс-Промышленность» (входит в «Атомстройкомплекс») Алексей Кузнецов. По его словам, цифровизация цементного производства позволила кратно повысить производительность труда: фактически 10 специалистов центра управления выполняют работу, которую при выпуске того же объема продукции без цифрового обеспечения выполняли бы 100 сотрудников. Кроме того, цифровой контроль минимизирует человеческий фактор: отклонения показателей от заданных норм выделяются цветом, градация цвета означает масштаб отклонений. «Проигнорировать сигналы системы нельзя. Корректировка состава сырья также происходит удаленно, по показателям с помощью программы, это обеспечивает нашему продукту такое важное конкурентное преимущество, как стабильность. Наконец, цифровизация в разы снижает аварийность оборудования благодаря непрерывному наблюдению за его эксплуатацией»,— говорит Алексей Кузнецов.
Конструкторская служба ПАО «Уралмашзавод» начинает использовать технологии цифрового двойника. «Они дают возможность оценить наличие критических мест в разрабатываемом изделии еще до его изготовления, устранить ошибки еще до того, как машина реализовалась “в железе”. А система мониторинга работы уже введенных в эксплуатацию экскаваторов (ее разработка находится на стадии завершения) дает реальную картину эксплуатации каждой машины в реальных условиях — на площадке заказчика. Она позволяет получать информацию о состоянии машины, ее производительности, простоях, расходе электроэнергии. Как изготовителю оборудования нам важно иметь данные для анализа на всем жизненном цикле экскаватора»,— рассказал директор по информационным технологиям Уралмашзавода Сергей Пономарев. По его словам, технические специалисты и руководители предприятия могут получить доступ к данным в любой момент времени: система ведет прием, обработку, передачу данных на сервера завода в автоматическом режиме с АСУ экскаватора.
«Мы видим большой интерес к цифровизации процессов среди представителей разных сфер бизнеса, в том числе и среди крупных сырьевых гигантов региона. Продукты телеком-рынка оптимизируют работу и позволяют эффективно распоряжаться ресурсами, что ведет к увеличению конкурентоспособности организаций на рынке. Частные LTE-сети, интернет вещей, облачные технологии, экомониторинг, сервисы кибербезопасности и геоконтроля — все эти решения бизнес уже оценил и активно применяет»,— рассказывает директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» на Урале Инна Смирнова.
По ее словам, драйверами роста можно выделить и услуги на стыке технологий IoT и искусственного интеллекта, например, видеоаналитику, индустриальные решения, предсказывающие поломки на производстве. Интернет вещей активно используется для организации онлайн-мониторинга на производстве, автоматизации учета и сбора данных. «Запрограммированные устройства без участия человека считывают и отправляют данные с помощью нашей сети. В Свердловской области такое решение, к примеру, используется на предприятии по производству теплоизолированных конструкций. Цифровой подход позволяет оперативно управлять рабочими процессами, отслеживать местонахождение грузов»,— отмечает Инна Смирнова.
Она добавила, что среди крупных предприятий растет запрос на организацию частных LTE-сетей. «Решение позволяет автоматизировать сложные процессы и повысить безопасность, обеспечивает низкие задержки при передаче данных, гарантирует высокую проходимость сигнала в помещении и полностью изолирует трафик. В масштабах страны проекты уже реализованы на Удоканском месторождении меди и Лебединском горно-обогатительном комбинате. Решение можно масштабировать в короткие сроки и для предприятий Свердловской области»,— подчеркнула она.
Директор Екатеринбургского филиала ПАО «Ростелеком» Иван Пичугин рассказал, что в период пандемии у крупных предприятий появился запрос на установку тепловизионного решения для одновременного измерения температуры у большого количества людей. «Для них мы подготовили профессиональные решения, позволяющие в единицу времени измерять температурный показатель у нескольких десятков людей, в определенных кейсах — даже сотен»,— отметил он.
В то же время Иван Пичугин обращает внимание на то, что с ростом рынка цифровых сервисов растет и спрос на сервисы информационной безопасности: «Спросом пользуется защита от DDoS-атак, защита веб-приложений, сканеры уязвимостей. Многие заказчики выбирают информационную безопасность “под ключ” и комплексные сервисы, где всю работу по администрированию и настройке защиты выполняют специалисты сервис-провайдера».
«Современное развитие цифровых технологий дает массу возможностей промышленным предприятиям по-новому взглянуть на свои процессы создания продукции, контроля и планирования этапов производства, контроля качества выпускаемой продукции и, конечно, безопасности»,— считает генеральный директор АО «НПО автоматики» Андрей Мисюра. По его мнению, их отсутствие может привести к технологическому отставанию и, как следствие, потере конкурентоспособности на рынке.