Маленький Бахрейн стал большим другом «Спутника»
Москва и Манама активизировали сотрудничество на фоне коронавируса
Активизация борьбы с коронавирусом, в том числе производство вакцины «Спутник V» в Королевстве Бахрейн,— это одна из центральных тем состоявшихся в пятницу в Москве переговоров главы МИД РФ Сергея Лаврова с его бахрейнским коллегой Абдель-Латыфом бен Рашидом аз-Заяни. Бахрейн — один из мировых лидеров по уровню вакцинации населения и уже начал кампанию по ревакцинации.
В ходе переговоров Сергей Лавров назвал борьбу с коронавирусом одним из самых успешных направлений сотрудничества с Манамой. И без того небольшой товарооборот РФ и Бахрейна в 2020 году снизился на 53% и составил $21,3 млн, сотрудничество в космосе только начинается (меморандум о взаимопонимании в этой сфере был подписан в мае), а общее видение по основным вопросам региональной повестки — важная, но недостаточная основа для партнерских отношений.
Манама и Москва в последнее время явно активизировали контакты. Господин аз-Заяни уже был в России месяц назад в качестве участника Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) и теперь вернулся для встречи с Сергеем Лавровым. Коронавирусная повестка сейчас действительно выглядит драйвером двусторонних связей. Бахрейн зарегистрировал не только «Спутник V», но и «Спутник Лайт». А в ходе ПМЭФ Российский фонд прямых инвестиций, бахрейнский суверенный фонд Mumtalakat и «Биннофарм Групп» договорились о строительстве в Бахрейне предприятия по производству вакцины «Спутник V». Планируется, что продукция будет поставляться на рынки Ближнего Востока и Северной Африки.
«Бахрейнская сторона нацелена на позитивную работу, в том числе в том, что касается дальнейшего производства вакцины "Спутник V" на территории королевства для возможного применения в регионе»,— подтвердил на пресс-конференции по итогам переговоров в Москве глава МИД Бахрейна Абдель-Латыф бен Рашид аз-Заяни.
На данный момент «Спутник V» за пределами России производят также в Казахстане, Белоруссии, Индии, Бразилии, Сербии, Южной Корее, Китае, а с конца июня и в Иране. В ближайшие дни к ним, как ожидается, присоединится Мексика. Всего соглашения о производстве российской вакцины достигнуты с 13 странами, не считая Бахрейна. Среди них в Ближневосточном регионе также Саудовская Аравия и Турция.
Бахрейн — один из лидеров по вакцинации среди стран Ближнего Востока и Северной Африки, согласно данным аналитического ресурса Our World in Data. По числу использованных доз вакцины на каждые 100 человек королевство уступает только ОАЭ. В Эмиратах этот показатель составляет 155 на 100 (напомним, что обычно речь идет о двух уколах), а в Бахрейне — 125. Третье место занимает Израиль — 124,6. При этом ОАЭ официально не публикуют процент вакцинированных — согласно публикациям в местных СМИ, он составляет 85% от общего числа граждан, допущенных к прививкам. В Бахрейне, по официальным данным, полностью вакцинировано свыше 60% населения, в Израиле — более 55%. Во всех трех странах уже разрешена вакцинация детей старше 12 лет. В Бахрейне в возрастной категории от 12 до 15 лет прививка сделана 49% населения. Кроме того, на днях в Бахрейне объявили кампанию по ревакцинации. На этой неделе замминистра здравоохранения Валид аль-Манеа призвал людей из группы высокого риска (старше 50, страдают ожирением или хроническими заболеваниями), сделавших прививки китайской вакциной Sinopharm, пройти теперь вакцинацию препаратом от Pfizer-BioNTech (аналогично поступили и в ОАЭ). Вакцину Sinopharm в Бахрейне используют с ноября, ее получили 60% привитого населения. При этом господин аль-Манеа отметил снижение активных случаев заражения коронавирусом с 27 мая по 30 июня на 88%, подтвердив этим необходимость вакцинации. Тем более что в соседних странах картина не столь оптимистична.
«Страны региона столкнулись с угрозой распространения нового штамма "дельта" (и его мутации "дельта плюс"), который отличается повышенной скоростью распространения. На этом фоне Саудовская Аравия и ОАЭ сделали ставку на добровольно-принудительную вакцинацию, отказавшись от введения строгих ограничений. Например, саудовцы, которые не прошли вакцинацию, с 1 августа не смогут посещать госучреждения, магазины, ТЦ и другие крупные объекты торговли, участвовать в массовых мероприятиях. Их примеру последовали власти эмирата Абу-Даби, которые с середины августа введут запрет на посещение общественных мест теми, кто не успел вакцинироваться»,— рассказала “Ъ” эксперт Российского совета по международным делам Полина Василенко. По ее словам, если оставить в стороне уровень распространения коронавируса в охваченном войной Йемене, который никто не может определить из-за отсутствия возможностей для тестирования населения, то одной из самых пораженных арабских стран в регионе Персидского залива сейчас считается Оман. Он столкнулся с новой волной распространения COVID-19 еще в конце мая, при этом там отмечаются самые низкие темпы вакцинации в регионе. «На этом фоне потребность в вакцинах будет оставаться высокой, и для региона будет актуально собственное производство вакцин»,— подчеркнула госпожа Василенко.