Между конкурсом и наковальней
Минэкономики хочет поддержать рентабельность подрядчиков в строительстве
На фоне удорожания стройматериалов Минэкономики предлагает поддержать подрядчиков по госзаказам, предусмотрев с 2022 года обязательное проведение электронного конкурса для контрактов начальной стоимостью более 10 млн руб. Инициатива объясняется тем, что сейчас 89% строительных закупок проводится посредством аукциона, где победитель определяется по самой низкой цене. С учетом невысокой маржинальности контрактов, игры на понижение и роста цен на материалы это часто приводит к невозможности их исполнения. Эксперты и участники рынка идею поддерживают — конкурс подразумевает и нестоимостные критерии отбора, что позволит повысить качество исполнения контрактов и смягчить эффект от роста цен.
Минэкономики направило в правительство для обсуждения на заседании межведомственной рабочей группы законопроект о преимущественном использовании электронных конкурсов в сфере закупок строительных работ. Как следует из документа (есть у “Ъ”), закон о госзакупках 44-ФЗ предлагается дополнить положением о том, что правительство может определять сферы, в которых заказчик обязан проводить электронный конкурс, если начальная цена контракта превышает размер, установленный Белым домом. Речь идет о превышении порога в 10 млн руб.— соответствующее постановление предлагается разработать к 2022 году, когда поправки, по задумке ведомства, должны вступить в силу.
Поясним, ранее закупки в сфере строительства должны были проводиться в форме электронного аукциона, когда победитель определяется по наиболее низкой цене, перечень сфер, на которые распространяется это требование, утвержден правительством. В сентябре 2020 года строительные закупки из него исключили. При проведении открытого конкурса при выборе подрядчика учитывают не только предложенную им цену, но и оценку его квалификации (наличие финансовых и материальных ресурсов, опыта работы, стоимость и количество исполненных контрактов). Впрочем, доля аукционов в строительных закупках сократилась незначительно — сейчас она оценивается в 89%.
В Минэкономики “Ъ” пояснили, что проект подготовлен «для повышения экономической устойчивости работы строительного комплекса».
В ведомстве отмечают, что проанализированная практика преимущественного использования электронного аукциона показала его экономическую неэффективность — «в конечном итоге не достигается баланс интересов заказчика и поставщика».
По экспертным оценкам, средняя маржинальность строительных контрактов составляет не более 5–6%, что не позволяет генподрядчику оплачивать рост стоимости стройресурсов. Более того, говорится в пояснительной записке, зачастую участники закупки необдуманно снижают цену контракта, что приводит к невозможности качественного исполнения всех обязательств.
В Минэкономики сообщили, что документ предварительно обсуждался на совещании с Минстроем и был поддержан. В Минстрое не смогли прокомментировать эти предложения. В Минфине и Федеральной антимонопольной службе пока документ не получали. Отметим, на фоне удорожания стройматериалов ведомствами обсуждались и способы поддержки подрядчиков по уже заключенным контрактам, в частности возможность пересмотра на этом основании цены контракта (см. “Ъ” от 25 июня).
Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков поддерживает инициативу Минэкономики — она позволит повысить качество строительства, обеспечить исполнение госконтрактов в срок, а также смягчить эффект от роста цен на материалы, поскольку участник закупки может не «падать» в ценовом предложении настолько, насколько он бы снизил цену при проведении аукциона.
При этом в НОСТРОЙ предлагают расширить перечень критериев для оценки участника закупки: специализация по типам объектов, требования по минимальному количеству организаторов строительного производства с подтверждением их квалификации, а также выполнение генподрядчиком своими силами не менее 50% объема работ на объекте.
По мнению вице-президента Центра стратегических разработок Дианы Каплинской, поправки «учитывают риски подрядчиков от роста цен и позволяют выбрать исполнителя, отвечающего совокупности критериев проекта», что создает дополнительную подушку безопасности в виде «экспертности» подрядчика. Однако, добавляет она, из-за решающей роли комиссии при конкурсном отборе усиливаются риски злоупотребления полномочиями лицами, принимающими решения.