Робот-библиотекарь

Псковская библиотека приняла на работу автомат

Робота-библиотекаря специально для Псковской областной универсальной научной библиотеки изготовила пермская компания «Промобот» (резидент «Сколково»). По мнению заказчика, робот станет привлекательным элементом инфраструктуры библиотеки.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

«Представитель нашей компании познакомился с сотрудниками библиотеки на одном из форумов,— рассказывает основатель и директор по развитию “Промобота” Олег Кивокурцев,— и они сообщили, что у них ощущается потребность в персонале, в автоматизации ряда процессов и в привлечении аудитории. Наш представитель порекомендовал для решения этих проблем робота “Промобота”. Библиотека воспользовалась одной из программ финансирования и приобрела у нас робота по тендерной процедуре».

«Промобот» выпускает роботов с 2015 года, его «изделия» трудятся в 42 странах мира. Среди них есть банковские и торговые «работники», музейные гиды и аниматоры в парках развлечений, но робот-библиотекарь был собран впервые, поэтому необходимо было досконально продумать его функционал. В этом инженерам-робототехникам и программистам помогли библиотечные работники. Робота научили разбираться в услугах и сервисах библиотеки, осуществлять навигацию по залам и двигаться, избегая столкновений. На его создание у компании ушло три месяца. «Главное его отличие от остальных наших роботов — специальная нейронная сеть, которая обучена на услугах библиотеки и типах книг,— объясняет Олег Кивокурцев.— Наш робот-библиотекарь снабжен искусственным интеллектом и компьютерным зрением, поэтому способен определять пол и возраст посетителя и на основании этих сведений рекомендовать соответствующие книги. Кроме того, как и рассчитывали в библиотеке, робот стал интересным элементом инфраструктуры. Он встречает гостей, шутит и общается с ними, делая все для того, чтобы изменить образ библиотеки как некоего консервативного пространства, превратить ее в место, где обитают инновации». В псковской библиотеке уже отметили рост числа посещений.

«Есть и другие примеры успешного внедрения роботов в работу библиотек,— говорит Мария Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки.— Их используют в том числе в Центральной городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Ивановской библиотеке для детей и юношества, филиале №15 Центральной детской библиотеки города Мурманска,

Центральной детской библиотеке города Сургута. Они проводят экскурсии, читают вслух аудиокниги, информируют о мероприятиях в библиотеке, консультируют посетителей, однако могут использоваться также для помощи в навигации и выдаче книг по конкретным запросам».

Первой в России роботами обзавелась в 2010 году Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара в Москве. Это были два робота R.bot 100 — интерактивные мобильные устройства с видеокамерой, микрофоном, сенсорным монитором. Назвали их Чук и Гек в честь героев одноименной повести Аркадия Гайдара. Использовали их в работе с детьми с ограниченными возможностями. С домашнего компьютера дети могли заходить на сайт библиотеки и через робота смотреть мероприятия: он работал как веб-камера. Находившиеся в библиотеке видели на мониторе робота-ребенка, который участвовал в мероприятии удаленно. Чука и Гека использовали также для общения с посетителями, для проведения экскурсий. Сейчас работает только Чук, дети по-прежнему охотно с ним играют, программируют простые команды, фотографируются.

«Что касается внедрения роботов в библиотеки, то их применение требует достаточно высокой технической оснащенности и наличия специалистов для обеспечения работы таких устройств,— комментирует Мария Веденяпина.— Проведение интерактивных викторин и праздников с участием роботов может повысить интерес к библиотеке и привлечь новых читателей. Но без участия человека и постоянного обновления программ для проведения интерактива такая деятельность в библиотеке рискует быстро перестать быть интересной».

Между тем в «Промоботе» планируют расширять проект и уже ведут переговоры с рядом других библиотек. «Существуют нацпроекты “Образование”, “Культура”, и под это есть финансирование, которым могут воспользоваться в том числе библиотеки, чтобы привлечь молодую аудиторию, увеличить число пользователей, вдохнуть в библиотечное дело новую жизнь,— считает Олег Кивокурцев.— Мы готовы делать роботов для самых разных библиотечных задач. Так, например, можно научить робота подбирать книги в хранилище. Сейчас эту работу делают в основном женщины, а это нелегкий физический труд. Мы можем рассмотреть проект по созданию робота—носильщика книг, разработать автоматизированную систему подачи книг. Пока занимаемся сбором идей». Некоторые технологии, способные решать подобные задачи, уже существуют. У роботов из «Промобота», например, есть руки, чтобы снять книгу с полки. «Нужно только нанести маркировку на книги, чтобы робот мог ее считывать, брать нужную книгу и складывать себе на поднос»,— теоретизирует директор по развитию.

«Поиск и доставку книг можно доверить роботу, однако заменить полностью библиотекаря робот никогда не cможет,— уверена Мария Веденяпина.— Работа с читателем, связанная с подбором книг, требует индивидуального подхода и не может быть доведена до автоматизма, да и работу с фондом, требующую высокой квалификации и критического мышления, специалисты библиотек оставят за собой».

Елена Туева

Вся лента